«Мы все живем в беспрецедентное время. Всемирная неопределенность, вызванная коронавирусом, продолжает создавать быстро меняющуюся окружающую среду, которая воздействует на различные аспекты жизнедеятельности, включая международные перемещения…»

Небольшой отрывок из письма Президента ITF Дэйва Хаггерти, который емко характеризует сегодняшнее состояние мирового тенниса. Международная федерация тенниса безусловно находится в более сложных условиях, чем та же ФИФА. В футбол играют в отдельно взятых странах. И лишь топовые клубные турниры и Чемпионаты мира подразумевают массовые перемещения игроков и болельщиков за пределы стран проживания. Футбол, как известно, довольно успешно доигрывает сезон. Правда, пока без зрителей.

В Европе самые пострадавшие Италия и Испания тоже играют. Франция не играет лишь потому, что ее чемпион известен уже до старта сезона. Все остальные клубы не имеют серьезных амбиций. Были бы они – играли бы и во Франции. Лигу Чемпионов и Лигу Европы УЕФА локализовали в Португалии и Германии. Вчера «Шахтеру» разрешили сыграть ответный матч против немецкого «Вольфсбурга» в Украине.

Тенденция выглядит обнадеживающе. За исключением одного «но», которое и отметил в своем письме, адресованном игрокам Мирового тура ITF, г-н Хаггерти. Это «но» – путешествие.

Евросоюз на следующей неделе будет принимать следующее решение по странам, не вошедшим в число 14-ти первых, чьим гражданам разрешили въезд в ЕС. Уже появились сообщения об увеличении числа этих стран до 23. Ждем дальнейшего послабления. Но, опять же таки, тенденция намечается весьма перспективная. Препятсвием может служить лишь отмеченная Хаггерти «всемирная неопределенность». Никто не знает как будет вести себя вирус дальше. Никто не берет на себя смелость сказать, что этот вирус не настолько опасен, на сколько о нем пишут. Есть признаки спада истерии. Это уже хорошо. Нет пока никаких признаков понимания природы вируса, его реальных угроз в сравнении с другими вирусами.

Самое главное – нет никакого понимания дальнейшего стереотипа поведения человека с учетом наличия этого страшного вируса. Что делать людям? Имеется ли хоть какая то «комфортная уверенность», что сильный здоровый организм может справиться с недугом, если вовремя начать лечение? И вследствие этого – можно ли коллективную заботу о ближнем переложить на плечи «персональной ответственности за собственное здоровье», которая и была прерогативой докарантинного мира? Может ли мир и дальше существовать в пещерном периоде, когда все сидели вокруг огня в укрытии, а страх нападения кровожадных и беспощадных зверей могли преодолевать лишь избранные, а остальным было строго настрого запрещено высовывать нос из жилища?

Наши предки этот страх преодолели массово. С усилением собственной вооруженности, ну и перепугав злых животных новыми победами и новым оружием. Однако, животные – они умные. Страшно – убежали и не трогают. А на сколько умный этот вирус? Как долго он будет размножаться быстрее, чем его будут убивать? Или ему вообще по-барабану? Много вопросов. Они вызывают лишь грусть и тоску. Потому взглянем на происходящее с более позитивного ракурса.


Последний перенос рестарта сезона сместил дату на 3 недели у женщин и 5 недель у мужчин. WTA анонсировал его на 3 августа, АТР на 17 августа вместо предыдущего 15 июля. ITF ничего не анонсировала. Но обозначила, что следует в фарватере профессиональных организаций. На этой неделе женский рестарт ITF объявлен 17 августа. То есть, всего на 2 недели смещено. Европейская тенденция оптимистична. WTA уже прислала календарь, который начинается с 3 августа.

АТР еще неделю назад анонсировала принципы рейтинга 19-20, который увеличил обычные 52 недели обсчета на 5 месяцев карантина плюс оставшиеся 5 месяцев неопределенности до конца 2020 года. Что выглядит: а) логично; б) довольно оптимистично тоже. В чем же этот оптимизм? В федерациях и ассоциациях отдают себе отчет, что мир открывается не сразу, не для всех и не везде. И полноценно он откроется очень нескоро. Каждая организация уже сделала медицинский протокол, обязывающий всех организаторов придерживаться эпидемиологических стандартов. Уже с июня эти протоколы работают на национальных турнирах. Благо те получили небывалое количество игроков. И своих лучших теннисистов на собственные турниры.

Пока не было информации о каких-либо вспышках на теннисных соревнованиях во всем мире, кроме известного Кубка Адрии, который эти протоколы успешно проигнорировал, а потому печально закончил. Вывод – есть пример «безопасного турнира», наряду с примером «опасного турнира».


Отработана модель поведения, как позитивная, так и негативная. И главный вопрос, который сегодня стоит, ждать всех или не ждать? Многие игроки считают несправедливым, что кто-то не сможет участвовать в турнирах в связи с правительственными ограничениями для их стран. И пункт «б» выглядит оптимистично, потому что похоже на то, что теннисные организации склоняются к тому, что семеро одного не ждут.

И принципы рейтинга 19-20 нивелируют «правительственную несправедливость». А значит – начнут играть те, кому можно, следом постепенно подтянутся и все остальные. И это, на мой взгляд, правильно. Потому что карантинный тоннель и так слишком длинный. И если в нем не включить свет для одних, то остальные помрут от неопределенности и безверия, что гадкий вирус, который невозможно победить коллективно, можно победить персонально. А это плохо.

В письме Хаггерти также было сказано о том, что Федерация принимает заявки от турниров на август-сентябрь. А значит, 17 августа – реальная дата. Да, и турниров обещают больше в каждую неделю. И это здорово.

Р.S. Пришедшая вчера информация о запрете до конца года всех турниров в Китае не должна убивать оптимизм. Не будет там – сыграют там, где были пропущены множество турниров за время карантина. Даже место для итогового женского турнира отыщется. Не сомневаюсь!