Третий год украинской независимости выдался весьма знаменательным. И не только с точки зрения политической. Теннис шел в ногу со временем, даря своим почитателям новые эмоции. Уверенно держался в сильнейшей мировой десятке Андрей Медведев. Заявляя об Украине на мировой арене громче любого политика.

Из всех посланцев молодой страны более значительным был, возможно, Сергей Бубка.  Медведев же обеспечивал украинскому теннису, если и не государственную поддержку (с которой, увы, не только в годы становления, но и в последующие был, есть, и, вероятнее всего будет, облом), но уж пристальное внимание руководства и населения страны, так точно.

И, несмотря на предполагавшуюся неустойчивость и нестабильность в украинском политикуме, 1994 год стал для тенниса достаточно успешным.

Это был первый в независимой Украине год выборов Президента страны. Учитывая их внеочередность, сегодня бы такой год был бы сродни цунами, или какому другому стихийному бедствию. Тогда же все было несколько иначе. Леонид Кравчук уступил место на государственном Олимпе победившему на выборах Леониду Кучме. Совершенно безболезненно. Возможно потому, что элиты, или претендующие на них коллективные образования, были не столь многочисленны. А многие региональные лидеры лишь проходили период становления.

Кучма победил на лозунгах сближения с Россией. И казалось на первых порах все вернется снова в Советский Союз, как того хотело подавляющее большинство юго-восточной Украины, короновавшее Леонида Данилыча. Как вышло, все знают. И первый пример «победы обещаний» над умами верящих граждан был, как никогда показательным. Подобная практика теперь стала общеприменимой. Но родилась она в Украине именно в 1994-м. Со временем команда Леонида Макарыча почти в полном составе, перекочевала к Леониду Данилычу, чем обеспечила  преемственность власти без объявления преемника, и известную стабильность на долгих 10 лет.

В 1994 году прошел первый Чемпионат Украины с приличным в то время призовым фондом в 5000 долларов. Именно с этого Чемпионата началось сотрудничество Федерации тенниса Украины с компанией «UTEL». Под такие призы приехали наши «остарбайтеры» Ирина Сухова, Наталья Немчинова, Нелли Баркан, Андрей Шашков, Степан Сербайло. Кроме них участвовали практически все сильнейшие теннисисты. Чемпионат стал заметным событием в жизни Украины. А кроме того запомнился еще и разными приколами начала проведения профессиональных турниров. Задержка зарплаты судьям исчислялась 2 месяцами, обесценившись в 3 раза. На финальном матче один из линейных судей ошибочно сев на линию подачи вместо задней (задержался он с выходом, а появившись на корте перепутал кресла), остановил розыгрыш криком «аут», когда мяч в очередной раз пролетал мимо него. Также в конце турнира были проведены выборы(!) Рефери профессионального турнира, который должен был состояться в конце сентября. С преимуществом в один голос победил Владимир Иванович Савченко. В то время еще не было требования, что Рефери проф. турнира должен был иметь белый значок. Уступивший на выборах первый украинский судья с Международным сертификатом Евгений Колганов возглавил бригаду судей в диковинной для нас должности «шеф судей». Чемпионат проходил на кортах «Науки», и, о чудо, его финальные матчи показывало украинское ТВ.

Но вернемся в мир профи. 1994 год подарил нам сразу два соревнования среди тех, кто пытается зарабатывать себе на жизнь теннисом. Оба женских турнира состоялись один за другим в конце сентября. Первый прошел в Киеве. Из тех, кто не участвовал в прошлогоднем соревновании, появились Милена Корниль, будущая чемпионка Украины, а также дебютировавшие Анна Запорожанова, Ангелина Здоровицкая, Ольга Теплинская и Татьяна Комальчук.  Знаковым возвращением стало появление одной из самых талантливых украинских  игроков того времени Натальи Билецкой. Воспитанница Сергея Жицкого уже успела заявить о себе на зарубежных турнирах. Но участие в украинских соревнованиях стало разочарованием, как для самой Наташи, так и для ее поклонников. Героиней киевского турнира суждено было стать не ей.

Эта неделя стала бенефисом Талины Бейко. Воспитанница знаменитой антеевской школы уверенно переиграла в финале польку Сильвию Ринаржевску. Принеся украинкам первую домашнюю победу. Динамовские корты снова были на высоте по качеству. Но даже они не смогли сгладить до сих пор чувство дискомфорта от свалившегося погодного ненастья. Столбик термометра во всю турнирную неделю не поднимался выше 10 градусов. Ознаменовался турнир и первой в украинской истории дисквалификацией игрока.

«Отличилась» Юлия Лютрова, бывшая одной из фавориток турнира. История, требующая дополнительного описания. Россиянка из Уфы, воспитанница известного тренера Натальи Роговой (подарившей миру Андрея Черкасова), считалась, чуть ли не главной претенденткой на победу. Но Юле не удалось совладать с нервами. Незадолго до турнира не стало ее тренера. Можно себе представить ее состояние. А тут еще и судья на вышке прижал. Были такие грешки, что скрывать. Случилось это как раз в матче против Бейко. Закончилось все жестким матом в адрес судьи и полетом ракетки над «гнездом правосудия».  В общем, вышло нехорошо. Хотя, на общую оценку руководителя тогда еще «Европейской теннисной Ассоциации» Сью Ливингстон, впервые посетившей столицу Украины, не повлияло.

В сентябре 1994-го не стало Дмитрия Бабия. Мне посчастливилось знать этого «наставника от Бога», поучаствовавшего в воспитании практически всех «антеевцев» – сборников. Дмитрий Николаевич ушел в 54 года. Помянули его мы в поезде, «Киев-Одесса». По-мужски.

Нас ждала Одесса. Город-загадка. Если уж что-то делает, то совершенно по-своему. С этим городом не соскучишься. Никогда. И даже ляпы в нем выглядят особенно умилительно. Пока мы заканчивали турнир в Киеве, в Одессе прошло открытие своих состязаний. А заодно и центрального корта на 1000 мест в «Дюковском парке». Средств не жалели. «Одесские джентльмены», гремевшие тогда по всему СНГ, вели открытие. Шутили, балагурили. До поры, до времени. Пока не пришел черед «смертельного трюка». Дело в том, что парк находится в непосредственной близости от железной дороги. А апогеем праздника были прыжки с парашютом. Коллективные. Поначалу, лидер парашютистов наотрез отказывался прыгать в заданном районе. Что его уломало догадаться не сложно. К счастью, все закончилось хэппи и очень оригинальным эндом. После чего организаторы пригласили судейскую бригаду на открытие кинофестиваля с участием звезд кино, включая Никиту Михалкова.

В Одессе был проведен еще и турнир оргкомитета, судей и ВИПов турнира. До сих пор вспоминаю Wilson PRO Staff Classic Наташи Билецкой с натяжкой 31 на 29. Вот какие у нас барышни-теннисистки были.

Как уже было упомянуто, корты были открыты перед самым началом турнира. На центральных ногу человеческую впервые пустили лишь в день открытия. К чему это привело, посвященные знают. Площадки оказались рыхлыми, отчего корявились с каждым шагом теннисисток. Шастающие вокруг с телекамерами телевизионщики старались поймать игроков непосредственно после матча. Так сказать, на горячих эмоциях. «Как Вам нравится наш город?», – поинтересовалась у выигравшей свой матч испанки Аурелии Серры журналистка. В эфире прозвучала вполне приличная речь: «Ой, у вас столько площадок на пляжах! Никогда не играла на таких».

На самом деле испанка выразилась весьма резко: «There are no courts here, there is beach! I’ve never come here more». В общем, конфуз сгладили. И молодцы, что не прекратили эфиры, включая прямые. Приходя в отель, мы могли видеть ежедневные дневники турнира в прайм – тайм. А испанку, думаю, никто и не вспомнит. Во время турнира игроки с удовольствием сходили на концерт Леонида Агутина. Тогда знаменитый скрытый джазист – босоногий мальчик- вихрем ворвался на вершину эстрады. И был любим многими. Сейчас Леонид частый гость на днепропетровском челленджере. Даже уже и гостем не назовешь.

Одесский финал стал первым без украинок. Вот такое печальное завершение. Подруга Юли Лютровой и тоже воспитанница Натальи Роговой Мария Марфина переиграла в финале минчанку Веру Жуковец. При полных трибунах, стоит заметить.

А где же будущая звезда? Спросите Вы. Что, ж. Пожалуйста. В этих турнирах дебютировала минчанка Татьяна Пучек, в будущем игрок первой сотни мира. Так что, все по-честному. Да и отогрелись все в Одессе славно. Погоды во время турнира стояли отменные. Жаль с продолжением рода у турнира не сложилось. На целых 6 лет.

В отличие от ВИП-турниров. «Open Court» уверенно стал традиционным, приведя в теннис достаточное количество его будущих спонсоров, почитателей и попечителей.

А следующий год – 1995-й. Назад в будущее. Первый Кубок «Приватбанка». Дождь смывает все следы. Мужские турниры стали на пути украинских женщин, и многое другое.

Далее будет.