Credit: Al Bello /Allsport

Последний год, начинавшийся цифрой 1, прошел под знаком мужского тенниса.

Последствия «черного вторника» в России, они же отголоски азиатского финансового кризиса, касались лишь женских соревнований. Интересно, что общее сокращение числа женских профессиональных турниров в 1999 году составило 10 процентов в мировом масштабе.

Общий призовой фонд (без учета WTA Tour) сократился почти на 300 тысяч долларов. При этом число соревнований именно в Азии выросло, да еще и с увеличением призовых. А больше всего пострадали Латинская Америка (сокращение в 2 раза) и Африка (в 3 с половиной).

На этом фоне наша действительность оказалась достаточно радужной. Турнир, как и в прошлом году, остался в единственном числе. Лишь с приятной разницей в увеличении призового фонда. Харьковские соревнования 1999 года, с громким названием «Кубок Киевстар», в графе призовых предоставили 25 тысяч долларов.

1999-й первый и единственный год, когда два гиганта-оператора мобильной связи поддержали теннис. «Киевстар», правда, лишь выходил на уровень конкуренции с «UMC», пытаясь завоевать рынки. Эти устремления совпали с продвижением тенниса. К сожалению, лишь на один раз.

Приятно, что победительницей турнира стала восходящая звезда украинского тенниса харьковчанка Татьяна Перебийнис. В своем родном клубе она выиграла «украинский финал». Тоже первый для соревнований этого уровня. Сокрушив в финале при полных трибунах «Уникорта» киевлянку Анну Запорожанову. Момент триумфа своей ученицы и подопечной разделили директор клуба и турнира Валерий Бурко, ее тренер Сергей Ситковский и спонсор Татьяны Юрий Сапронов.

Уже тогда Юрий Анатольевич прослыл страстным поклонником тенниса, горячим болельщиком и заботливым старшим товарищем игроков.   Из памятных участий – выступление Алены Бондаренко. Тогда лишь начинавшей свою блистательную карьеру. Как и полагается новичку – учеба прошла буднично.

В 1999-м украинская мужская дружина впервые проводила оба матча Кубка Дэвиса дома. Как зимний, так и осенний снова прошли на «Науке». В матче первого круга розыгрыша в Евро-африканской зоне, группе 1 мы принимали новичка первого дивизиона сборную команду Беларуси. После сухого поражения в Ньюкасле от Великобритании, в команде произошел конфликт. Есть много версий его природы и сути, обойдем их стороной, потому как любая версия – лишь догадка. В результате произошла смена капитана команды.

Место Александра Долгополова занял Дмитрий Поляков. Долгополов же, «нянчившийся» несколько лет с восходящей мировой звездой Максом Мирным, получил возможность через небольшой период расставания понаблюдать за игрой своего бывшего воспитанника. Компанию Максу составил Владимир Волчков, звезд с неба не хватавший, но усиленно продвигаемый директором Кубка Кремля белорусом Сергеем Леонюком. Как оказалось, Леонюк был хорошим прогнозистом. Именно «Владиатор» в команде со «Зверем» – Мирным принесли всю имеющуюся теннисную славу «сябрам». На скамейке белорусов остались Александр Швец и Евгений Михеев. В нашей же команде произошло знаменательное событие. В составе появился Орест Терещук. Которого Дмитрий Поляков решился бросить в реальный «живой» матч. Случилось это в субботу. И под танки донецкий львовянин полез не сам, а с проверенным бойцом Андреем Медведевым.

В пятницу же Волчков съел нашего «Рыбу», в трех сетах, с хорошим аппетитом. 63 62 75. Начало битвы Макса с Медведевым также было обескураживающим. «Зверь» пер на сетку. И наш Медведев не находил контраргументов. Но, как оказалось, всю первую партию Андрей потратил на пристрелку. И в дальнейшем не дал Мирному поводов считать себя выдающимся сеточником.

Даже, несмотря на сумасшедшую подачу белоруса, наш лидер по крупицам собирал свою игровую картину. В итоге, молодой соперник напоролся на любимые Медведевым обводящие на любой вкус, и проиграл. 63 36 67 57. При счете 1:1 и случился дебют Ореста. Болельщики предполагали, что попробует пободаться наш играющий капитан. Но Поляков, взвесив все риски, поставил Терещука. И, в общем, оказался прав. Даже с учетом общего отрицательного результата. Признаться, у нашей пары не было ни единого шанса. Временами удавалось держаться на равных, но не долго. Счет говорит сам за себя. 36 16 46. Лишь к концу матча Орест поборол волнение.

Но, возможно, тот матч лег краеугольным камнем потрясающей «терещуковской командности». Воспитал в нем необходимую для коллектива стойкость, надежность и самоотверженность. В воскресенье на Волчкова было страшно смотреть. Его глаза извергали пучки искр. Он нещадно сжигал всех, кто попадался на пути. Знающие твердили о возможном применении психотропных препаратов. Реакция Володи на решения судей в его матче против Медведева вообще выглядела крайне неадекватной. Очевидные мячи вызывали бурные протесты.

Тот матч обслуживали два арбитра – вышечника, большие друзья соперничающих федераций. И Марек Плихчиньски из Польши, и Миро Братоев из Болгарии, свободно владеющие русским, неоднократно работали на наших и белорусских турнирах. Рефери матча немец Норберт Пайк на оба матча Медведева поставил поляка. Все остальные судил болгарин. Братоев был назначен ITF, Марека пригласила наша Федерация. Зная результат, можно говорить и подозревать что угодно. Зная судей, нисколько не сомневаюсь в их профессионализме. Но по итогу, Марек Плихчиньски за следующие 7 лет ни разу в Минске не работал. Лишь в 2006 году он был «амнистирован». Миро Братоев, при всем расстройстве нашей стороны, такой незавидной участи не удостоился.

Медведев, как и в матче первого дня, потратил сет на приведение соперника в нужное состояние и поиск победных путей. Дальше все стало на свои места. Класс нашего лидера в то время был заметно выше молодых белорусов. 57 63 63 63. И в решающем матче должно было произойти чудо. Андрей Рыбалко против Макса Мирного. Воскресенье – не «рыбный день». Случился проблеск в третьем сете. Но затем Макс прекратил «страдания» 63 60 36 63. И нашей сборной пришлось отстаивать право быть в первом дивизионе. В матче против Израиля.

Осенний грунт нам был куда приятнее, чем нашим друзьям-соперникам. Но и он не помог Рыбалко в матче с молодым Харелом Леви. 26 16 26 заставили призадуматься нового капитана Юрия Черепова. Медведев легко разбил уроженца Санкт-Петербурга Ноама Окун(ь)а. И капитан решил поставить в пару Медведева и Рыбалко. Друзья-антеевцы нашли слова для убеждения Юрия Борисовича. А главное, нашли способ борьбы с сеточниками Леви и Эйалом Раном. Рыба забросал их свечками. Одноруким бэкхендом. Чего израильтяне и не могли предположить. 63 64 64. Ключевой матч.

В воскресенье утром Медведев, борясь со звоном мобильных телефонов «новых украинцев» традиционно в 4-х сетах одолел Леви. В один из особо «звонких» периодов матча Андрей выдал следующее, повернувшись к публике: Да купите себе футболки с надписью «у меня есть мобильный телефон», и выключите его! Подействовало. Одна радость, тогда еще далеко не каждый мог позволить себе иметь «мобилу».   Интересно, что официальный ужин команд вел «гламурный дебошир» Отар Кушанашвили. По слухам, он и на официальном мероприятии весьма недурственно постебался над гостями, благо те по-русски не совсем разумели, а Окунь не всегда сидел за столиком.

В нашей команде появился Андрей Дерновский. Правда, ни в одном матче он участия не принял.

В 1999-м случилась первая отмена запланированных турниров. Заявленная серия из трех 10-ти тысячников была отменена. Расходы на матчи кубка Дэвиса были немалые. И тянуть еще 3 новых соревнования оказалось невмоготу. Ограничились двумя горловскими фьючерсами, которые совместили по срокам с киевским Челленджером.

В Горловке солировали французы Родольф Кадар и Оливье Пасьянс. Последний и сейчас нередко появляется в различных турнирах. Недавно выиграл челленджер в Черкассах. Так что, роман с Украиной у него взаимный. А Кубок UMC, повысив призовые до 75 -ти тысяч, оказался довольно представительным. Посев возглавил очень известный гаитянин Рональд Аженор, входивший в первую сотню. Увидели болельщики и бывшего игрока мировой двадцатки, победителя Кубка Кремля Андрея Черкасова.

Из известных фамилий назову еще Иржи Ванека, Томаша Беренда, Андреса Винчигеру, Мишеля Кратохвила, парников Йохана Ландсберга и Симона Аспелина. После вылета Черкасова киевляне активно болели за молодого Андрея Столярова. Сочинец упорно не хотел вылетать, обыграв в четвертьфинале крепкого болгарина Орлина Станойчева, а в полуфинале и Ванека. И лишь финал Андрей откровенно провалил. На его пути грозно встал «последний вампир» испанец Эмилио Альварес.

«Last Vampire» (эта надпись красовалась на бондане игрока) покорил киевскую публику виртуозной грунтовой игрой, открыв «испанскую эру» в киевском турнире. 4 года испанского владычества титулом победителя. 61 62. Таков был счет финала. Через 2 года Столяров обосновался в первой сотне мира, а еще через год стал победителем Кубка Дэвиса со сборной России.

Наши же ставки Дерновский, Демяненко, Повхан не сыграли. Тарас, правда, одолел такого же «вайлдкардиста» из обоймы Анатолия Лепешина Дмитрия Кочеткова, но дало это ему столько же, сколько полиглоту знание языков в деревне.

Photo by Mike Egerton/EMPICS via Getty Image

Событием же года для нашего тенниса, несомненно, стал Ролан Гаррос.

Само попадание в финал турнира Большого Шлема украинца – всемирная сенсация.

Учитывая тот факт, что Медведев из-за травмы кисти не играл 2 месяца, скатившись в конец первой сотни, сенсация была не только в географическом, но и в спортивном смысле.

По дороге были обыграны Куэртен, Сампрас, Мелигени. В финале – друг Андре Агасси. Более трогательной церемонии награждения никогда больше видеть не доводилось. Агасси, как мог, успокаивал Андрея, отвешивая ему комплимент за комплиментом.

Но, ни одна тарелка не заменит неудачливому финалисту чувства обладания настоящим Кубком. Медведев выиграл вчистую два первых сета 61 62.  В третьем при сете 4-4 заработал брейкпойнт, а у Агасси не прошла первая подача.

Что еще нужно? Как удалось выкарабкаться Агасси? Вопрос – к Великому. Андре сумел перевернуть все с ног на голову, вылив ушат холодной воды на миллионы голов, разгоряченных стартовым штурмом Андрея украинских болельщиков.

Три последних сета остались за американцем. А триумфатору начала достались лишь болельщицкие почести на Родине.

Медведева любили даже проигравшим. Потому что никто не играл лучше среди украинских игроков.

Даже в худшие времена его игра отличалась изысканностью, тонкой мыслью, прекрасной стратегией и тактическими приемами Великого мастера.

Следующий год – 2000. Ах, Одесса. «Нам очень нравится, когда играют прекрасные девушки». Дерновский триумф. Горловская стужа.

Татьяна Перебийнис – в финале Уимблдона! Новый год – новый зал. И многое другое.