Жизнь развивается по спирали. И с определенной периодичностью многие процессы в ней повторяются, с разницей лишь в радиусе нового витка.

Вспоминая 1998 год, прихожу ко многим аналогиям с нынешним кризисным временем. Кризис в Азии, связанный с кредитным «развратом» Индонезии, Малайзии и Таиланда, следствием чего стало падение курсов национальных валют, а потом и дефолт, казавшийся концом света 10 лет назад, теперь напоминает лишь детскую пугалку.

Нет худа без добра. Поговорка, которая заряжала, заряжает и будет заряжать оптимизмом. В зиму 1997-98 годов украинский теннис вступил с новым теннисным залом в Киеве. К декабрю было завершено строительство трех крытых площадок в спорткомплексе «Наука», с новехоньким ковром фирмы «Тарафлекс».

По тем временам – бомба национального масштаба. Кроме кортов были сданы в эксплуатацию раздевалки, реабилитационный центр, салон красоты, тренажерный зал. Теннисисты получили суперсовременную базу. Аналогов в стране было ровно 2, но только по количеству кортов под крышей. Дворцы тенниса в Днепродзержинске и Северодонецке. Построенные местными руководителями-фанатами еще в союзные времена дворцы, постепенно пустели.

Структура населения городов не позволяла им заполняться на новой, чисто коммерческой основе. Ведь, в отличие от былых времен, нужно было платить самостоятельно все эксплуатационные расходы. Люди же в этих провинциальных городках были к этому не готовы, ведь сами еле сводили концы с концами, работая, в основном на государственных предприятиях. Но нужно отдать должное руководителям дворцов. Даже в этих условиях они умудрялись выживать. Сохранив теннисную специализацию своих сооружений. Киевский же центр, фактически с колес, в феврале 1998 года принял матч Кубка Дэвиса «Украина – Дания».

Не построй зал в «Науке», не сомневаюсь, пришлось бы играть на выезде. Но, все срослось. И первый матч под крышей был сыгран. Состав нашей команды стабилен. У датчан же было всего 2 теннисиста серьезного уровня, а остальных двух даже официальный сайт Кубка Дэвиса не хранит в своей памяти.

В первый день все началось с легкой победы Андрея Медведева над Фредериком Фетерлейном.  Затем датчанин Кеннет Карлссен  в трех сетах справился с Рыбалко. Ну а потом была 4-х часовая драма. Лишь в пятом сете Медведев и Поляков додушили датчан, принеся столь важное очко. Всегда считалось, что в домашних матчах Андрей обязательно выигрывает две одиночки. И парное очко становилось вопросом жизни и смерти. В четвертом матче Медведев «дал план», и все вопросы с повестки дня снял.

После чего дебютировал Денис Якименко. Не думаю, что есть хоть одно приятное воспоминание о том матче. Так что не стоит и копаться. Счет 3:2 позволил нам гарантировать место в группе 1 розыгрыша Кубка Дэвиса и на следующий год. В апреле же мы съездили с ответным визитом в Англию, где получили сухарей от команды Великобритании во втором круге.

Азиатский кризис, напугавший мир, был поначалу только азиатским. И лишь к августу 1998 года докатился до стран СНГ. Однако, общая настороженность присутствовала с начала года. И она отразилась, к сожалению, именно на женском теннисе. После двухлетнего роста числа турниров и их призовых фондов в 1998 году произошел очередной откат на позиции пятилетней давности. Наши женщины остались с одиноким соревнованием в 10 тысяч условных единиц. Причем, впервые единственный турнир прошел не в Киеве.

В конце июля «профессиональный дебют» отпраздновал харьковский «Уникорт». Именно к «McDonald’s Cup» в клубе провели реконструкцию, соорудив настоящий центральный корт, который мог вместить до 1000 зрителей. И он не пустовал. Интерес местных любителей тенниса подогревался еще и выступлением собственных воспитанниц Татьяны Перебийнис и Екатерины Васильевой. Кате исполнилось 16 лет, а Тане «паспортный возраст» светил лишь в декабре. Но уже тогда они были настоящими клубными звездами. Васильевой удалось стать и турнирной звездой, ведь Катя добралась до полуфинала. Таня же, уступив в первом круге Ольге Теплинской, к сожалению, турнир провалила. Но лиха беда начало. Что было дальше в карьере Перебийнис – знают многие. И если неудачный старт ведет к успеху, то пусть так и будет.

Десять же лет спустя успешно в турнирах этого уровня в Харькове выступает Васильева. Теперь сестра Кати – Анастасия. В финале «Кубка Макдональдса» встретились ровесницы, минчанка Надежда Островская и москвичка Елена Воропаева. Лена, воспитанница украинского тренера Владимира Камельзона (ныне главы тренерского совета Федерации тенниса России) весьма неожиданно очень ровно прошла всю турнирную дистанцию. Надя же считалась одной из фавориток, что и доказала в финале. Матч 18-летних «надежд» соседских теннисных держав наблюдали полные трибуны. Несмотря на капризы погоды в середине недели. Пободавшись в первом сете 57, Воропаева уступила во втором без шансов, 06.

Из известных имен, гостивших в топ-100 кроме победительницы, в том турнире сыграли Анастасия Родионова и Юлиана Федак. К сожалению, больше украинский теннис с системой фастфудов не пересекался.  В части спонсорства. Игроки же «Макдональдс» не игнорировали никогда.

В 1998–м  на украинской теннисной карте появилась Горловка. То, что в шахтерском городе построили уникальный теннисный стадион, знали все. Еще в прошлом году на месте бывшего футбольного поля с полуразрушенными трибунами концерн «Стирол» по прямому указанию собственного Президента Николая Янковского построил теннисный стадион.  7 грунтовых площадок с электронным «говорящим» табло на центральном корте. С трибунами на полторы тысячи мест. Отремонтированное стадионное освещение, позволявшее играть в темное время суток. Модернизированные раздевалки. Все это перешло в эксплуатацию местной теннисной школой, которую возглавил Игорь Зорин. В 97-м горловчане провели первый аматорский турнир. С размахом, «как полагается».

Надолго заразившийся теннисом Николай Андреевич Янковский в паре с Зориным стал его победителем. В сопровождении парашютистов, коллективов художественной самодеятельности, эстрадных звезд. Уже в 98-м Янковский дал добро на проведение в городе мужских профессиональных турниров серии “Futures”.  Эта серия как раз в этот год и родилась, адаптировав к новым условиям сателлитный марафон. Игрокам уже не нужно было 3 недели дожидаться возможности вкусить прелесть очков АТР. Каждое соревнование было отдельным очковым турниром. Но лишь при условии прохождения первого круга в основной сетке. Организаторам же вменялось в обязанности выделить 30 тысяч призовых долларов, разделив их либо на 2 недели по 15 тысяч, либо на 3 по 10. В Горловке выбрали пятнадцатитысячники.

Первым победителем стал Дмитрий Поляков, большой друг Николая Андреевича. Вообще, приезд звезды тенниса в украинскую провинцию вызвал большой интерес местного населения. Но лишь той его части, что интересовалась теннисом. Правда, бОльшую часть зрительской аудитории составляли гости из соседнего Донецка. Но, ведь не все сразу. Вообще, было забавно наблюдать за становлением горловских турниров. «Баклажановый» ивуариец Клод НГоран, попивший крови у наших сборников в 2003-м, был самым популярным среди детворы окружавших стадион бараков. «Мама, я дядю черного видел» сменялось новой радостью, что этого дядю удалось еще и потрогать.

Появление профессиональных теннисистов, в комплексе с их еще и природной экзотичностью, вызвало настоящий фурор у местных женщин. Мужское население местных дискотек извергало дикую злость на теннис. Жаждущие приключений и начинающие профессионалы, а именно этот контингент в большинстве фьючерсов и преобладает, сделали местное мужское поголовье невостребованным со стороны дам на целых 2 недели. Временами случались драки с особо горячими парнями. Из теннисистов в махачи чаще всего попадали грузины.

Но и в этом году, и во многих последующих грузинских игроков магнитом тянуло в этот пусть не самый презентабельный, но любвеобильный уголок земли. А среди игроков город стали называть «Герловка» или «Girlovka», кто на каком языке горазд. Интересный факт, что свой показательный матч в Горловке, правда, годом раньше фьючерсов, провел нынешний директор итогового женского «Мастерса» WTA марокканец Карим Алами. Не верите? Спросите местных женщин. Карим надолго стал кумиром горловского слабого пола. От клубной буфетчицы, до завсегдатайниц клубов и баров. Воистину есть разные способы популяризации любимого вида спорта. И, слава Богу!

1998 –й дал старт настоящим турнирам профессионалов в Украине. Первый АТР турнир серии Challenger, младший братец АТР тура, с успехом прошел в Киеве, как вы догадались, на кортах «Наука». Этим турниром продолжилось сотрудничество Федерации тенниса Украины с «Украинской мобильной связью».

Челленджер UMC Open – крутость неимоверная. Первым победителем нового соревнования стал серб Ненад Зимонжич. Сегодня (завершил карьеру в 2017м) один из лучших парных игроков мира. С одиночкой Ненад после Киева дружить перестал. Ну а в паре – жив курилка, и даже не кашляет до сих пор. Даже в итоговых парных «Мастерсах» регулярно играет. Наши теннисисты дебютировали, как и подобает дебютантам. Никак.

«Лучший друг – первый круг». От таких «друзей» избавляются лишь со временем и опытом. Что мы нынче и наблюдаем. И сегодняшних успехов не было бы без первого Челленджера. Кроме того, турниры под эгидой UMC внесли большой вклад в национальный стиль и почерк организации соревнований. Чем пользуются все и поныне.

Первый турнир вознаградил своих участников 50-ю тысячами призовых, постепенно расщедрившись до максимальных 125-ти в году 2000. И каждый раз мы видели звезд, как прошлых лет, так и будущих.

Белорусское нашествие на наши позиции в Кубке Дэвиса произошло в 1999 году. О котором в следующем материале. В нем же «Последний вампир» покоряет Киев, «Киевстар» предпочитает женщин, а Татьяна Перебийнис и Юрий Сапронов завоевывают Харьков, Андрей Медведев за два гейма до мечты.