- IBK Tennis Consulting представляє: «Око Караоке». Щоб так зарано, щоб не було запізно…(Завершення) - 29.12.2022
- IBK Tennis Consulting представляє: «Око Караоке». Щоб так зарано, щоб не було запізно…(Продовження) - 29.09.2022
- IBK Tennis Consulting представляє: «Око Караоке». Щоб так зарано, щоб не було запізно… - 18.09.2022
Действительно интересно кого вы поддержите? Доминика Тима, который отказался участвовать материально в фонде помощи низкорейтинговым теннисистам или Инес Иббу, которая его за это очень нежно раскритиковала? В пустое с информационной точки зрения карантинное время я довольно внимательно следил за развитием событий в глубинах профессиональных туров. Попытаюсь сформулировать их поэтапный ход.
В первый момент после объявления карантина и останова всех международных турниров, на которых можно заработать очки и рейтинг, у всех произошел шок. Думаю, в это время мало кто мог о чем-то думать и редко кто соображал, что произойдет в последующие месяцы.
Через неделю-другую в инфополе ворвался крик отчаяния от самых слабозащищенных слоев теннисной иерархии – игроков, которые и в обычный период имеют отрицательный баланс «доход-расход». Эти игроки лишились каких бы то ни было доходов вообще. Чем и был вызван общий стон. Одновременно они избавились от расходов, за исключением жизнеобеспечивающих. Но на их покрытие уже не было средств от слова «вообще». И понять игроков можно.
Следом за этим мы услышали о формировании фонда помощи таким теннисистам. Инициатива исходила от топовых игроков, а также от АТР и WTA, которые в обычной жизни к самым малозащищенным теннисистам вообще никаким боком не стоят. Инициатива вещь добровольная. И совершенно естественно она могла быть поддержана или нет. Персонально каждым игроком. Ведь все профессионалы зарабатывают себе на хлеб своим трудом. И никто не вправе принуждать их делиться этим хлебом.
Доминик Тим выступил в той тональности, что он не против помогать другим, но в профессиональном спорте каждый сам за себя. И создание фонда он понимает, но участвовать в нем не собирается. И тут весь мир узнал об алжирской теннисистке Инес Иббу, которая со своего 620-го места в рейтинге WTA дала понять Тиму, что он не прав! И не прав не только в своем отказе, но в том, что мир тенниса настолько несправедлив, что игроки из разных стран имеют совершенно разные возможности в достижении своих профессиональных целей! И лишь Доминик этого не понимает!
Письмо Инес Тиму легко найдется в интернете при желании. Пересказывать его смысла никакого нет по одной простой причине. Ничего нового Иббу не сказала. Ни по-теннисному, ни по-житейскому. Ни для кого не секрет, что возможности граждан развитых стран куда больше, чем у граждан развивающихся. Материальные, образовательные, профессиональные. Возможности Федераций тенниса стран, зарабатывающих приличные суммы на проведении исторически сложившихся турниров Большого Шлема, несоизмеримы даже с теми, кто просто проводит Мастерсы АТР и WTA. Просто потому, что ТБШ пришли к такой степени раскрутки за долгие годы своего существования и были осчастливлены своим особым статусом.
Так в Международной теннисной федерации образовался фонд помощи развивающимся странам. Кроме того, придуманы разные программы для помощи в развитии игрокам из таких стран. Не ахти какие суммы, но Гранты регулярные. И получают их вполне себе достойные и перспективные игроки. Так что, не все так плохо. Разве что не всем хватает. Но нет таких сфер жизни, в которых хватает всем. Кортов, турниров, тренеров, клубов, денег. Разве карантин что-то изменил в этой нехватке? Возможно, он обострил накопленное за не самые успешные недели и годы отчаяние игроков, не сумевших реализовать свою мечту детства, с которой они стартовали в теннисный мир.
Каждый ребенок (а еще его родители), приходя в теннисную секцию в свои 5,6,7 лет, отправляется в поход за мечтой. Эта мечта может иметь разную природу – известность, слава, деньги, просто интересное приключение. Так вот, приходя на старт, очень несложно просчитать потенциальные расходы и потенциальные доходы при достижении определенных рейтинговых позиций в профессиональном теннисе. Годовые доходы теннисистов сегодня висят на каждом углу с точностью до доллара. Расходы игроков в разных странах разнятся. Но не на порядок. Сколько может заработать игрок 7-й сотни мира в женском теннисе? Тысяч 15 долларов в год. Каковы будут его расходы? Не меньше 50. При полной экономии. Что-то изменилось с карантином? Или что-то изменилось за 15 лет подготовки со старта похода за мечтой? Нет. Все стартовые условия остались. Просто стартуя, каждый считает, что сможет заиграть так, чтобы призовых было в 3 раза больше, чем расходных. И не думает о «варианте Б». А ведь этот пресловутый «вариант Б» гораздо более вероятен, чем тот, что желанный!
Кто же будет платить за несбывшиеся надежды и нереализованную мечту? Безусловно, нереализованный игрок жертва. И жертву жаль, усилия жертвы заслуживают уважения. Но ведь потенциальная жертва сама выбирала свое занятие! Она или ее родители на старте должны были бы понимать в какую систему они входят! И именно они сделали этот выбор. Не система их втянула сама. Тот случай, как в анекдоте про Чебурашку. «Гена, пошли надаем по роже вон тем хулиганам! Ты что Чебурашка, а если они нам? Гена, а нам за что?».
Безусловно, достойны уважения все, кто ради мечты жертвуют своими средствами, силами, временем. Успех в теннисе – очень высокосложный продукт. Его можно достичь различными путями. Но можно и не достичь. Существуют различные варианты контрактных взаимоотношений, гранты федераций и клубов, спонсорские партнерские отношения. И в них тоже есть несправедливое распределение между развитыми странами и развивающимися. И не в пользу слабых, как и во всем.
Но даже в таких несправедливых условиях случаются эпизоды, в которых отказываются от помощи, принимая ее исключительно безответственной! Сложно сказать какие средства потеряли игроки, чьи расходы намного опережают доходы, но есть предположение, что были утеряны именно спонсорские деньги, которые давались игрокам «на поездки». Чисто по дружбе, в качестве благотворительной помощи. Да, существуют и такие сотрудничества.
«Не могли бы вы помочь талантливому мальчику? А что нужно? Нужны деньги на поездку на турнир. А дальше? Ну и на следующий турнир тоже.» После выясняется сумма и определяется степень обязанности или просто «ну что вам, жалко? Такой талант!» Деньги – проезд, проживание, питание. «Вернете призовые» — это если жестко. Пример совершенно абстрактный, для понимания, где грань между профессиональным теннисом и «помощью талантам». В большинстве развивающихся теннисных стран есть игроки, которые выделяются на общем уровне соотечественников. И среди них много кто пользуется своим положением и поддаивает местных толстосумов на «помощь таланту».
Какие результаты такого сотрудничества? Бывают разные. Но подавляющее большинство именно таких партнерств в карантинный простой оставляют игроков без средств к существованию. Нет турниров – незачем деньги давать. А обнуленные турнирные расходы никак не радуют, потому что платились не из своего кармана. Тут и появляются критики Тима, который не захотел участвовать в помощи таким игрокам. «У них же не хватает».
В том, что жизненная пирамида достатка тоже имеет лишь 15-20 процентов тех, кому хватает, а всем остальным – нет, никаких аналогий не видят. Или не хотят видеть. Но в теннисе тоже зарабатывают лишь 200 из 1500. И это соотношение точно так же не менялось со времени начала похода за мечтой. Ну никаких коэффициентов в этой сфере деятельности за алжирское происхождение не предусмотрено! Так же, как и за африканское, украинское или гватемальское. Таковы правила игры. И теннис их практически не меняет по ходу пьесы. Изменил ли карантин? Наверное, подкорректировал. Для всех! И неимущий, и богатый почувствовали на себе прелести неопределенного будущего.
Кто-то солидаризировался и оказал посильную помощь коллегам по цеху. Кто-то решил иначе. Кто-то пожурил более удачливых коллег за то, в чем они де-факто не виноваты. В общем, инфоповоды возникли. А кто кому более симпатичен в этой перепалке – решать каждому, кто в свое время отправился в свой поход за мечтой.