Честно говоря, не хотел ничего писать по поводу  матча Плишковой с Саккари. Но множество людей, жаждущих распять Марту Мрожиньску, судью на вышке этого матча, вынуждают это сделать. Тема мне близка даже после 11 лет, прошедших с моего последнего матча на вышке. Считайте это профессиональной солидарностью вместе с желанием помочь несведущим правильно воспринимать суть предмета. Постараюсь быть кратким. В 1995м году, впервые выехав зарубеж, на первый судейский семинар ITF, я услышал, что судья не директор корта, не решала судеб игроков, а помощник для двоих (четверых) игроков. Чтобы они оставались в правилах. Это была моя революция. Судья – помощник. И он помогает всем ЧЕМ МОЖЕТ. 2. Возможность человека не безгранична.

Кто бы чего ни говорил про “профессионализм”, но есть удары, которые человеческий глаз увидеть не в состоянии. И смэш один из них. Такой, как била Плишкова. Это выше человеческих сил. Интуитивно его можно оценить. Увидеть полет и зафиксировать отскок часто получается. Потому что повезло. И остался след. На харде такие мячи реально 50 на 50. Сколько бы ни тренировался. 3. Судья обязан принять решение. Микросекунды на это есть. Дальше нет шансов. И есть правило “если следа нет, либо его не нашли, либо его невозможно прочитать, то остается первое принятое решение”.

В данном случае линейная как-то увидела аут. Испугалась видно. Исправить моментально такой мяч с вышки не решится никто. Потому что уверенности быть не может. Увидеть бы отскок. Ошибка Марты в том, что она пошла искать след которого не видела. Нужно было сразу просить линейную показать отскок. С вышки было бы легче объяснить, что не видела место приземления мяча. 4. Люди, категорично заявляющие что надо судей наказывать, никогда не были профессиональными судьями. Никогда не мыслили категориями “у меня может быть плохой матч, но я сделаю выводы и каждую новую ситуацию запомню и следующий матч сделаю лучше”.

Судейское общество в мире тенниса имеет свои слабые стороны. Но чего не отнять – постоянная работа над качеством работы. Плохие дни бывают у каждого судьи. Но не потому что они непрофессиональны. Бывают такие несчастные случаи. И игроки об этом должны знать и к этому должны быть готовы. Это часть игры. Случайная, но как фактор – перманентная. 5. Страх перед наказанием никак на судью не действует. Это не та профессия, в которой существуют намеренные ошибки. В мировом, а не советском судействе. Судья не должен бояться ошибиться и быть наказанным. Поэтому есть две составляющие судейской работы – яйца и совесть. Неразрывные составляющие. 6. Игрок, который ошибся не менее 30 раз в игре, не может и не должен считать единственную ошибку судьи причиной своего поражения. Как то ж Плишкова дошла до 5:5 и ровно?

В общем, уверен Марта будет и дальше судить. Видел несколько её сильных матчей и уверен, что это её профессия. В которой бывает bad luck. И его нужно пережить, проанализировать и двигаться дальше. А игрокам без помощников будет гораздо труднее.