С каждым годом, прошедшим после развала СССР понимаешь, какое зло было сотворено большевиками в 1917 году.

Сколько меня не будут убеждать, что колбаса была дешевле, и все были счастливы, не соглашусь. И даже с тем, что наш спорт развивался семимильными шагами, и был первым в мире – тоже.

Во всяком случае, всегда скептически смотрел и смотрю на эффективность и КПД того времени. Столько ведь населения, да с закрытой экономикой, да с бесплатными секциями, или почти бесплатными.

А что в итоге? В общем, на равных со Штатами. Но только за счет бесплатности школ. У них ведь бесплатных не было.

И сколько людей мы перемолотили и списали в бесперспективные, а сколько они? Боюсь, наш КПД с американским не сопоставим. Даже с маленькой ГДР по этому показателю мы не могли сравниться. Ну да это уже другого поля семечки.

К чему я тут все это приплел? Да так, к слову. Олимпиада в Атланте осталась без украинских игроков. Андрей Медведев проигнорировал ее по собственной воле. А Наташу Медведеву с Леной Брюховец не пустили …наши НОКовские чиновники. Смели утверждать, что наши девушки не принесут медали, поэтому тратиться на них нет смысла.

Это еще полбеды. Наташа и Лена были готовы ехать за собственные деньги. Так их не взяли в самолет, чтобы они не заняли чье-то место.

Чиновники, наверняка сидевшие в НОКе еще с советских времен, лишили лучших украинских теннисисток права играть на Олимпиаде, которые те заслужили своими выступлениями на профессиональном корте! Верх управленческого произвола! И даже отказ Андрея выступать на Олимпиаде и нести флаг страны не может служить оправданием. Разве сестра может быть в ответе за брата? Тем более, право каждого спортсмена играть или нет. В общем, история вышла показательной, с огромным знаком минус для имиджа украинского спорта в мире. Ведь об этом узнали многие люди на планете.

Наталья Медведева

К сожалению, теннисные чиновники были бессильны. Возможно потому, что теннис в стране действительно постепенно развивался, и нам люто завидовали другие виды спорта. С каждым годом росло количество соревнований, как взрослых, так и юношеских. Начали появляться все новые и новые партнеры, люди из бизнеса, коммерческие структуры. А кто ж, любит богатых. Даже если эти богатеи чуть-чуть богаче нищих, которые вокруг. Зависть…

В 1996-м впервые украинские юниорские турниры получили статус в международной иерархии. «Пробный статус» был дан юниорским соревнованиям «Кубок Антея» и «Кубок Кинетика». Причем в первый год антеевский турнир был лишь по возрастной группе до 14 лет. Уже через год к младшим присоединятся старшие юниоры. А в 14-ти летнем сегменте появится еще и харьковский «Мемориал Черницкой». Все турниры в дальнейшем будут успешно развиваться. Все, кроме «Кинетика» поднимутся на уровень 2-й категории, самой высокой для всех постсоветских стран. В этих юниорских соревнованиях обкатаются практически все наши звезды сегодняшнего дня.

В 1996-м прошел первый полноценный мужской сателлит. По маршруту Киев-Донецк-Харьков-Киев. Все 4 недели.

Не могу не упомянуть о том, что впервые на украинских кортах играла наша доморощенная звезда первой величины.

Уроженец Киева, воспитанник школы «Антей», харьковчанин Дмитрий Поляков после тяжелой травмы вернулся на теннисный корт. Как же тяжело возвращаться. Тем более, после серьезной травмы спины. Но ведь, как хорош настоящий мастер.

Димина игра, даже в том состоянии, в котором он находился, собирала полные трибуны. И Поляков пытался быть тем Поляковым, что выигрывал турнир АТР в Умаге 5 лет назад. Временами получалось. Но самое главное, что получилось в сентябре во время матча Кубка Дэвиса против Норвегии.

В Киеве на той же «Науке» зрители живьем наблюдали игру Андрея Медведева, Дмитрия Полякова и Андрея Рыбалко. Это был первый домашний матч украинской сборной после нескольких лет скитаний по чужим землям.

Наши победили 4:1, причем даже лидер норвежцев Кристиан Рууд, в то время игрок первой сотни, ничего не смог поделать с нашим Андреем Рыбалко. Про сопротивление Медведеву даже речи не было. Зрители были в восторге. А наши лидеры еще долгое время с удовольствием приезжали на матчи сборной.

В сателлите же победу в 3-х неделях подряд одержал итальянец Габрио Кастрикелла. В четвертом турнире – «Мастерсе» произошел курьез, который стоит упомянуть. Набрав абсолютное количество очков в первые 3 недели, Габрио, даже победив в четвертом турнире, мог получить лишних жалких 2 очка в рейтинг АТР. И он предпочел не напрягаться. Продал ли итальянец игру своему испанскому сопернику по «Мастерсу» или нет, не знает никто. Но то, что он ее сливал, было очевидно. И это заметил супервайзер турнира югослав Ники Шпир. Штраф на все «сателлитные» призовые, а это около 2000 долларов, стал наказанием лентяю Кастрикелле, и хорошим уроком для наших. Даже сливать матч нужно уметь красиво. Зрители об этом не должны догадываться.

В украинском обществе год прошел под знаком прихода к власти одиозной нынче фигуры Павла Лазаренко. Еще в прошлом, 1995-м году, он был назначен в правительство Евгения Марчука первым вице-премьером. Его назначение на должность премьер-министра окончательно сделала «днепропетровскую группу» лидером национального властного олимпа. В России был «Паша –мерседес», у нас же был «Взрывоопасный Паша» или «Паша Разоренко». Происхождение этих прозвищ шло от инсценированного, как говорят и поныне, предотвращенного подрыва Пал Иваныча, которое было якобы запланировано в таком месте, где премьер и не должен ездить. В Киеве много улиц, которые гораздо более приспособлены для проезда правительственных кортежей.

В общем, «взрывтеатр» вызвал однозначные ухмылки киевлян. Вот только бизнесменам было не до улыбок. Крутой нрав премьера в отношении чужого успешного бизнеса стал легендарным. А громкие «заказные убийства» того времени делали психологическую атмосферу в обществе весьма напряженной. Так что, решение НОК в отношении наших теннисисток было вполне в канве общего возвращения «страсти по авторитаризму».

Но нет худа без добра. Именно в 1996-м Наташа Медведева сыграла на родном турнире. «Кубок Аваль», прошедший на кортах «Динамо» параллельно мужскому турниру, стал дебютным титулом для россиянки Евгении Куликовской. А в парном турнире сыграла пара Наталья Медведева – Анна Запорожанова. И это был первый в истории Украины турнир с призовым фондом в 25 000 долларов. Огромные деньги. А вы думаете, откуда зависть!

Примечательна личность победительницы. Женя Куликовская не обладала сколь – нибудь выдающимися антропометрическими данными. Урожденная левша, она смогла выстроить свой технический арсенал так, что временами не использовала бэкхендов. Слева Женя била левой рукой, ну а при необходимости играть справа, спокойненько перехватывала ракетку в правую руку и шпарила по мячу не хуже, чем рабочей левой. Подобная техника была очень похожа на снегоуборочный комбайн. Особенно, когда нужно было бить по очереди, то справа, то слева.

Иногда Куликовская применяла и двуручный удар справа, приводя соперниц в замешательство, чего ж от нее ожидать при следующем посещении правого угла. Этим элементом неожиданности «подмосквичка» пользовалась и во время достаточно долгого пребывания в первой сотне мира. Наши же до финала турнира не дожили. Но к новому уровню (а все-таки 25-ка – турнир даже сейчас кардинально отличающийся от 10-ки) нужно было привыкать.

А традиционный десятитысячник на годик заглянул в Донецк. Тогда в СДЮСШОР «Локомотив» уже созрели для побед среди «профи» 17-ти летние Ольга Теплинская и Татьяна Ковальчук. Стоит заметить, что перемещение стало очень удачным. А прагматизму донецкой школы стоит поучиться. В нужное время, в нужное место. За одним лишь исключением. Вплоть до пятницы турнирной недели в Донецке свирепствовал сумасшедший ветруган. Сдувало все. Траектории недолетавших до сетки мячей, ни в каком цирке не повторишь.

Свистело в ушах. На пятый день ветродуя уже к обеду нужно было мыть даже полулысые головы. Что говорить об игроках. И пятничная тишина повергла всех в благостные божественные славицы. Наконец то, благодетель, успокоил тела и души. Никогда прежде, да и после донецкой недели, не встречал подобного мерзопакостного и навязчивого ветреного нападения.

Наиболее приспособленными к подобным атмосферным явлениям оказались две Татьяны. Хозяйка кортов Ковальчук и минчанка Пучек. В финале на радость местной публике успех праздновала любимица Донецка. Через 3 года Таня попала в основу Ролан Гарроса. А в 1996-м она лишь начинала громко заявлять о себе.

Следующий год – 1997-й. Первая украинская серия. Первый мужской челленджер. Звезды тенниса в Киеве. Штраф от Зорена Фримеля. Грег Руседски «наш человек», но не наш теннисист.

Продолжение следует.