Метки: , ,

Украинские теннисисты, выросшие на грунтовых кортах Родины, на пике своей профессиональной карьеры предпочитают хардовые корты. Не парадокс? На мой взгляд, однозначный. Вот в чем его причина?

Мало-мальски знакомый с теннисом человек однозначно вам ответит, что самые приятные для игры корты – грунтовые. Они позволяют достаточно свободно двигаться без жёстких реакций со стороны опорно-двигательной системы. Можно быть даже не очень точным в выборе дистанции, ведь всегда можно подъехать, если ошибся в подходе. Скольжение – часть грунтовой техники движения. В общем, с точки зрения движения и комфорта для организма грунт – самое то. Но что же происходит с нашими игроками с течением времени и по ходу роста собственного мастерства? Почему они воспринимают медленное покрытие, как катастрофу и угрозу собственной успешности?

Для того, чтобы не возникли сомнения в том, что эта тема надуманна – перечитайте комментарии наших сборников после зональных турниров Кубка Федераций в Будапеште 2014-2015 годов или последнего матча Кубка Дэвиса против Португалии. Покрытие и там, и там казалось очень медленным. На нем невозможно было забить! Такие характеристики приводили к тому, что игроки вынуждены были истязать себя в долгих розыгрышах, в поиске вариантов достижения решающего преимущества в каждом из них. Вот тут и нашлись ключевые слова – «долгих» и «вариантов».

Видели ли вы на грунте испанских теннисистов? Даже не уровня Надаля, но более-менее приличных. Это монстры с ногами в два нормальных обхвата в первую очередь. Особенно мужчины из Испании готовы бегать на грунте столько, сколько надо в таком темпе, который позволяет брать соперника измором, оставаясь самому свежее и активнее оппонента. То же самое касается и женщин, хотя не на столько ярко. Но все же. Один из самых простых методов получения преимущества является тупое удержание мяча в игре. Пахота! То есть, феноменальная физическая подготовка. Безусловно, мы уже многое умеем в этом аспекте. Но все еще мало смотрим мир и не всегда понимаем на каком уровне этот параметр находится в ведущих теннисных странах. И до какого уровня нужно готовить своих спортсменов, чтобы они могли быть лучше своих конкурентов из традиционных «грунтовых стран». С этим, в принципе, разобрались.

Вариативность – второй конек грунтовых игроков. Игровая вариативность, позволяющая игре стать собственно игрой, а не соревнованием в атлетизме, базируется на арсенале ударов, который способен обеспечить разные способы обмана соперника. Ведь игра в теннис – это соревнование в хитрости и счете вариантов, как в обычных играх типа карт или домино. И вот тут тоже кроются изъяны нашей подготовки, которая ради быстрого результата основывается на достаточно коротком периоде набивания стандартных ударов, доведения их до автоматизма и применения в ранних юниорских возрастах этих навыков. Понятно, что научить тонкой координации и автоматическому исполнению сложных ударов при наличии устоявшихся стереотипов простых и угасании тонких ощущений с возрастом практически нереально.

Вот и получаются у нас игроки, которым ближе хардовый теннис. Короткие розыгрыши, основанные на мощи, простоте комбинаций, быстром достижении результата розыгрыша. Мощь бывает природной, а также нарабатывается вполне простыми способами. Тогда как природное чувство мяча – явление не такое уж частое. И наработать его нереально. Оно или есть, или его нет. Мощь может заменить чувство мяча на харде. Примеров масса. Сколько в мире подавал! И они на харде успешны. Возьмите того же Андерсона. До финалов Шлемов доходит парень. Пустите его на грунт (а он туда только на Ролан Гаррос и рядом пускает себя сам) и где тот победитель?

К чему все это? Да так, порассуждать захотелось. А заодно немного повозражать людям, которые «тюкают» на хардовые корты, а чего пуще еще и бранятся, мол, заперли детей играть на хард, это ж у них все суставчики повылетают. Конечно, суставам на харде не сладко. Но ведь существуют нормальные дозировки, когда тренировка не во вред. Да и люди в возрасте, при всей любви к грунту, далеко не всегда могут выбегать реальный, а не постановочный матч. А на харде – раз, два, трах-бах и результат, как ни крути, ближе.

В общем, причину я обрисовал. Оставляю вам дополнять ее темные и светлые стороны. Ведь это лишь рассуждения. А всякому игроку важны факты. Потому как собственных причин может быть вагон и маленькая тележка. И от моих они вполне могут отличаться.

Дмитрий Клименко, Трибуна