Для подавляющего большинства теннисных болельщиков эта проблема очень далека и почти незаметна. Но для всех теннисных профессионалов в последнее время она стала весьма актуальна. При этом очень деликатна и почти нерешаема. Причиной всему – деньги.
[perfectpullquote align=”full” bordertop=”false” cite=”” link=”” color=”” class=”” size=””] “Superior Fit” держит нас в тонусе[/perfectpullquote] В мире существуют общественные объединения – Федерации и профессиональные объединения, такие как АТР и WTA. Последние – объединения профессионалов, заботящиеся исключительно о благосостоянии своих членов. Откуда берутся эти члены – не всегда интересно. А берутся они из тех, кто стартовал в соревнованиях, проходящих под эгидой именно Федераций.

«Кто овощи выращивает, тот и должен на них зарабатывать». Считают функционеры, обладающие ресурсом общественных денег.

«Мы сами знаем, как заработать рекламные и спонсорские деньги, которые чиновникам не дадут. Не мешайте нам зарабатывать себе на жизнь». Так отвечают игроки и нанятые ими управленцы профессиональных организаций.

Когда у них не пересекаются интересы – все прекрасно. Но в случае пересечений – наступают непростые времена и действительно деликатные моменты.

Что естественно, то небезобразно. Известный постулат. Что же естественно для тенниса сегодня?

  1. Международная и национальные федерации являются проводниками игры в массы. Их забота – дети, ветераны, колясочники, начинающие спортсмены. В их распоряжении ресурсы весьма ограниченные, но в массе своей огромные. Суммарный бюджет федераций намного больше бюджета ATP и WTA вместе взятых.
  2. АТР и WTA – верхушка профессиональной пирамиды. Это витрина тенниса. И за право побыть на этой витрине рекламодатели готовы дорого платить.
  3. Теннис – 4-й по популярности вид спорта после футбола, крикета (ох уж эти британские традиции), хоккея на траве (а вот тут спасибо Азии и Индии в частности). Казалось бы, чего ж тут нервничать, имея рынок в 1 миллиард интересующихся? Должно хватить на всех. Но не хватает.

И не хватает, как раз тем, кто поливает всю пирамиду. Не совсем хватает женской части, возможно потому и противоречия между WTA и ITF незначительны.  Но с АТР конфликты переходят в перманентный характер. В основном, потому что именно мужской теннис сегодня пользуется наибольшей популярностью, а, следовательно, и материальным благополучием. Уберите мужскую часть из турниров Большого Шлема и предположите для начала, что останется.

Безусловно, традиции – штука хорошая. Но материальный мир, как ни крути, имеет абсолютно четкие финансовые показатели. И мужской теннис, как они показывают, имеет наименьшие финансовые проблемы. Тем и страннее, что ли, выглядела картина в Кубке Дэвиса. Турнир среди мужчин потерял финансовую привлекательность. Соревнование, в котором предполагалось участие сильнейших игроков, де-факто таковым перестало быть. В чем причина? Только ли финансы?

Было время, когда за матчи в командных турнирах и АТР, и WTA начали давать рейтинговые очки в свои рейтинговые системы. И тогда казалось, что противоречия разрешились. Ведь рейтинг является не только мерилом успешности игроков, но и средством беспроблемного попадания на самые лучшие и денежные турниры. Но потом оказалось, что эти очки перестали быть интересными для лучших. И вместо их увеличения эту практику упразднили. А средства от многолетних спонсоров Кубка Дэвиса перестали покрывать растущие расходы.

Средств же национальных федераций, которые тратились на организацию матчей, никогда не хватало и они практически не перекрывались призовыми от ITF. По идее, логичным было бы передать турнир в руки АТР. Но кто ж откажется от брэнда с более чем 100-летней историей? В общем, вышел спор.

Как видится извне, все упирается в деньги. Понятно, что Международная федерация тенниса, как правообладательница, имеет право делать с турниром все, что считает нужным. Но ее члены имеют право понимать, что происходит.   Суть проблемы, опять же, как видится извне, что ITF имеет намерение заработать на этом турнире так же, как зарабатывает на турнирах Большого Шлема. И пока считает, что у нее это получится.

В идеале мог бы быть договор между ITF и АТР о совместном проведении турнира с получением игроками не только денег, но и рейтинговых очков, что решило бы проблему заинтересованности многих теннисистов. Но этот идеал, как видим, пока недостижим. О причинах можно лишь догадываться. Но тезис «про овощи, огород и финансы» приводит нас опять же таки к амбициям. И к конфликту именно между общественным и частным.

Проецируя ситуацию на обычную жизнь, я бы отметил следующее. Ни один частник мира не сможет сам построить дороги, аэропорты, мосты, объекты государственного масштаба. Это невозможно. И логично отдается обществом на компетенцию общественных финансов. Но это не мешает многочисленным частникам пользоваться и зарабатывать на построенном за деньги общества.

Как мне кажется, Кубок Дэвиса, как бы он ни виделся «инфраструктурным проектом», но является лишь одним из турниров календаря. Пусть крупным, пусть знаковым. Но не системообразующим. Времена поменялись. Мир стал глобальным. Особенно в теннисе. А теннисисты перестали быть частью национальной политики в силу особенностей своих персоналий и большей, чем у многих спортсменов независимостью. Поменялась мера их «обязанностей» перед обществом.

Приход частного инвестора в турнир видится логичным и соответствующим требованиям времени. Но как видится со стороны, этот приход не совсем был согласован с теми частниками, которые зарабатывают своим трудом на корте. Почему-то АТР тут же создало свой мировой командник. Посильный организации с частным капиталом.

Вот и вышло, что имеем конкуренцию, в которой Чемпионат мира АТР не является по сути Чемпионатом мира. Потому как 16 стран – это далеко не весь мир, даже если и сильнейший в теннисе. А Кубок Дэвиса пока не дает никаких гарантий, что именно сильнейшие будут в нем принимать участие. Ни очков, ни каких-то критически безотказных финансов он не дает. В чем причина недоговоренностей? «Кто девушку поит, тот ее и танцует». Похоже на то. Смогут ли со временем прийти к согласию? Поживем увидим.

Украине остается лишь мечтать о том, чтобы в теннисе страны хоть когда-то появились общественные финансы. А не только частные, личные, персональные. Работаем дальше.