Чуть более месяца назад имя Дайаны Ястремской активно заполонило собой заголовки украинских спортивных СМИ. Неожиданная победа над Андреа Петкович в Стамбуле, ставшая первой для Дайаны во взрослых турнирах WTA, а также выход в четвертьфинал соревнований в Турции, вписали имя 16-летней спортсменки в историю женского тенниса.
На травяных кортах комплекса “Супериор” даже жарким пятничным днем вовсю кипела работа. Дайана активно готовится к травяной серии турниров, особняком которой стоит “Уимблдон”. Нет-нет, не юниорский, а самый, что ни на есть, настоящий.
– Пока группа лидеров украинского женского тенниса отправилась на “Ролан Гаррос”, ты вовсю шлифуешь свое мастерство здесь, но на травяных кортах. Готовишься к “Уимблдону”?
– Не только к нему. У меня два турнира в Англии, на траве. Я хочу сыграть оба, а вот после “Уимблдона” нужно посмотреть на свои кондиции.
– Почему решили сделать ставку на турниры с травяным покрытием?
– Я люблю играть на траве, мне очень комфортно на ней выступать. Мы решили выбрать два или три взрослых турнира и попробовать себя на них. Конечно, очень хочется хорошо выступить и на “Уимблдоне”, но пока загадывать наперед не буду.
– Ты вошла в историю, как первая теннисистка, родившаяся в 21 веке и вышедшая в четвертьфинал взрослого турнира WTA. Насколько сложно тебе даются первые шаги во взрослом теннисе?
– Мне не сложно с ними, наоборот, даже удобнее. Здесь и сама игра энергичнее, и ответственность выше. Совершенно другая атмосфера и ты относишься к этому гораздо более серьезно, чем к юниорским турнирам.
– Самый сложный соперник, против которого ты играла по состоянию на сегодня?
– Я думаю, это Джорджи Камила из Италии. Говорят, что она самая плотная девочка в туре. Когда мы с ней играли, я по началу вообще ничего не успевала, была растерянной. Но затем я начала ее переигрывать, пришла какая-то уверенность. И несмотря на то, что тот матч складывался таким образом, я считаю ее одной из самых сложных своих соперниц на сегодня.
– Ты любишь строить планы надолго вперед? Какую задачу перед собой поставила на текущий год?
– Если честно, то я такого пока не делаю… Вообще, пока нужно играть турнир за турниром, набивать руку, набираться опыта. Хотела вот сейчас сказать expierence, потому что привыкла говорить на английском.
– Кстати, как ты справляешься с этим внутренним филологическим конфликтом? Ведь ты больше времени проводишь не в русско-говорящей среде.
– Если честно, то переключаться трудно. Мне даже сны сейчас снятся на английском языке. Бывает, даже ночью просыпаюсь и начинаю думать, что это было. Кроме того, появляется акцент. Вот приезжаю в Одессу, гуляю с друзьями, а они меня обратно на турниры отправляют. Мол, с тобой стало сложно общаться. Ну а если абстрагироваться от шуток, то ничего в этом сложного нет.
– И часто такое одесские друзья говорят? Ты ведь в Одессе бываешь редко. Или нет?
– Хороший вопрос… Бывает раз в месяц, бывает раз в два месяца… Летом, когда нет турниров, стараюсь бывать чаще, чем зимой. В холодное время года я больше нахожусь в Стамбуле, где у меня база. Там я готовлюсь к Большим Шлемам среди юниоров. В этом году я их не играла, “Ролан Гаррос” тоже играть не буду, решили готовиться здесь, в “Супериоре” к травяным турнирам. Поэтому в Одессе я не очень часто.
– Самое любимое место в Одессе – это какое для тебя?
– Наверное, Дерибасовская. Там много людей и весело. В основном, люблю приходить к морю. Там как-то спокойно.
– В своем возрасте ты посетила уже много стран. Где бы еще хотела побывать, пусть и не ради турнира?
– Трудный вопрос. Мне очень нравится Австралия, но она далеко. Я бы не поехала туда просто отдыхать или даже жить. Мне там понравилось. И атмосфера, и погода… Хотя ладно, погода, конечно, ужасная, но в целом, ощущение, что там другая цивилизация. Иногда от здешних реалий хочется куда-то убежать и спокойно побыть наедине с собой.
– Мне много людей говорят, что когда летишь в Азию, то это дурно сказывается на самочувствии. Как ты в своем юном возрасте переносишь эти адские полеты?
– Для меня это не сложно. Я себя настраиваю на позитивную волну. Приехала, один день потратила на акклиматизацию и полный вперед. Нужно много воды пить, правильно себя восстанавливать, хотя это у каждого процесс индивидуальный. Для меня дискомфорта не возникает. На физику оно влияет, но я уже привыкла.
– Спорт – это отлично, но меня всегда интересовала другая сторона медали. Могут ли профессиональные спортсмены получать полноценное высшее образование?
– Я хочу поступить на менеджмент или в Италии, или во Франции. В будущем хочу иметь свои агенства, компании, бизнес…
– Что за агентства?
– Маркетинг, менеджмент. Помогать молодым игрокам. Не быть агентом для себя, а нанять много менеджеров, которые бы помогали игрокам развиваться. Хотя, я основательно еще не думала об этом, но такие мысли уже начинают посещать.
– В Украине есть аналоги твоей бизнес-модели?
– Честно говоря, не знаю. Не думаю, что есть.
– Если взять твой пример и предположить, что подобное агентство есть. Что бы ты хотела от него получить, как молодой игрок?
– Да я об этом еще не думала на таком глубоком уровне! Но я бы хотела создать агентство, которое работало бы честно и справедливо. Мне вот нравится агенство Top Five. У них контракты со Свитолиной, Цуренко, со мной, Завацкой. Я бы взяла пример с них.
– Ты часто пересекаешься где-то с Элиной, Лесей и другими старшими коллегами? Спрашиваешь ли у них какие-то профессиональные советы?
– С Лесей на турнирах общаюсь. Она более раскрыта, чем Свитолина. Потому что Элина все время фокусируется на игре и результатах. Может быть, с кем-то, кого она знает давно, она может поделиться какими-то секретами. Я даже и не спрашивала. А с Лесей мы общались в 2015-м на одном из турниров. Вот тогда она мне давала пару советов.
– Помогли?
– Да, что-то помогло (смеется).
– У тебя вообще есть какое-то хобби?
– Да. Когда я в Одессе и есть свободное время, то очень люблю танцевать. Кроме того, мне нравится редактировать всякие видео. Читать люблю, но лучше на английском. На русском восприятие не такое, напрягает. Только не спрашивайте, какая у меня любимая книжка – все равно не скажу!
– А по жанру что любишь? Детектив?
– Больше триллер, детектив не очень. Романы более-менее, иногда не плохо.
– Учитывая твою разносторонность в хобби, была ли в детстве проблема выбора своей профессии?
– В детстве был большой выбор. И гимнастика, и танцы, и теннис. Я должна была принять решение и остановила свой выбор на теннисе.
– Почему?
– Потому что это более подвижный вид спорта и нравится больше, чем гимнастика. И менее травматичный. У меня слава Богу, серьезных травм еще не было.
– У всех спортсменов есть свои приметы. Иногда, откровенно, дурацкие. У тебя такие были когда-то?
– Если честно, то да. Раньше я должна была сделать все то, что и в прошлый день. Точно также поставить стаканы и налить воду. Например, я иду на матч, а со мной мама. Я должна ее поцеловать два раза, а потом дважды ударить. Я сама с себя была в шоке. Сейчас я повзрослела и стала серьезно относиться к психологии. Не хочу тратить энергию попусту на какие-то глупости. Когда иду на корт, то есть ритуалы, а перед матчем я уже не занимаюсь подобной ерундой.
– Мы как-то ушли от темы учебы, а ведь сегодня, между прочим, последний звонок. У тебя насыщенная карьера, но как сложились твои отношения со школой?
– В общем-то, хорошо. Я занималась дистанционно. По школе скучаю, потому что, как мне кажется, это нужно пройти в своей жизни. А я в школе толком и не была после пятого класса. Мне кажется, что это самый прикольный период в школьное время. Друзья, учеба, экзамены. Может я в нее не ходила, поэтому мне и кажется, что это здорово…
– Кстати, ты будешь сдавать ЗНО?
– Нет, но поступать в ВУЗ все равно хочу. Но не в Украине. Высшее образование – полезная вещь.
– Почему?
– Потому что таким образом, можно не зацикливаться только на спорте. Это шаг на перспективу.
– Ты активный пользователь соц.сетей, как и все более-менее публичные люди. Это отвлекает?
– Это то явление, без которого молодежь сейчас не живет. У меня установлены только WhatsApp и Вайбер. Чтобы общаться с важными для себя людьми. Я начала это делать с прошлогоднего Уимблдона. Кого-то это отвлекает, кого-то нет. Но я стараюсь не использовать телефон во время подготовки к важным турнирам. Я удалила “Инстаграм” и тому подобные приложения.
– Как много у тебя фанатов сейчас?
– Можно на Фейсбуке посмотреть, но их реально много. Пишут, поздравляют.
– Все фанаты – слегка безумные люди. Какая история из тех, что происходила между тобой и твоими фанами, впечатлила тебя больше всего?
– В прошлом году я была на турнире. И мне впервые в жизни пришло письмо. Бумажное, в конверте. Я промолчу о его содержании, но было как-то необычно. А еще, однажды мне домой прислали цветы. Я слегка испугалась, потому что если уже нашли домашний адрес, то это действительно серьезно и странно.
– Ты с улыбкой смотришь на домашних животных. Хотела бы завести питомца?
– Очень. Мне родители обещают уже полгода подарить собаку. Хочу большую, но уже бы хоть какую-нибудь. Они говорят, что у меня не будет времени за ней ухаживать, переложу ответственность на сестру и перестану быть хозяйкой своего животного. Ну в общем, придумывают всякие “экскъюзы”, чтобы не выполнять свое обещание. Вот говорили: “Купим тебе собаку, если хорошо сыграешь Istanbul Cup”. Я старалась, выкладывалась. Не ради собаки, но все же…
– Ты обидчивый человек вообще?
– Нет. Все воспринимаю позитивно. Не трачу энергию на обиды и отношусь к этому спокойно. Да и вообще, стараюсь на людей не обижаться – это лишнее.