Пусть не смущает вас заглавный каламбур. Турнир прошел. И по его итогам что-то да нужно написать. Ведь каждое соревнование Большого Шлема изобилует яркостями и неординарностями. Игроцкими, событийными, погодными, в конце концов. Но не ловили ли вы себя на мысли, что именно в этом турнире изюма маловато. А как же победа не Джоковича, возразите вы? Или шлемный титул Серены после трех подряд отскоков? Да, все это, в общем, заслуживает внимания. И вы прочитаете об этом ниже. Но, но…
Начну с мужчин. Здесь все было предполагаемо. И даже явный «вариант А» был тут же заменен на «вариант Б», без сомнений и «ущерба для производства». На провале Новака Джоковича и остановимся поподробнее. Где зарыта его причина? И случайно ли он проиграл именно на траве? Рискну предположить (несмотря на озвученное недомогание Джоковича) – дело не в здоровье физическом. Причина в голове. Уж слишком просто давались Новаку последние матчи на Шлемах. В том числе и первые два матча в Лондоне. Три сета без интриги. Расслабленные «булки». Уверенность в себе, перешедшая грань. Сэм Куэрри не то, чтобы не прост. Да, он умеет, когда хочет и когда ему очень прет. И у Новака на укрощение Сэма было аж два дня. И занемог он на второй. А в первый лишь в третьем сете понял, что пахнет жареным. И вот вопрос, не влил ли ему в голову этот «запах жаренного» тот самый синдром Серены, что поразил ее в полуфинале US Open 2015 и лишь сейчас отпустил? Вопрос не праздный. Потому что очевидного ответа нет. Но сам факт очень даже занимательный. Во-первых, на обдумывание последствий у Новака ушла ночь. В которую он, кстати, и почувствовал недомогание. Чем дольше думаешь о плохом, тем ближе это плохое подступает к тебе. Младшая Вильямс это знает непонаслышке. После победы Джоковича в Париже, когда он оформил триумф на всех четырех турнирах Большого Шлема, от него ждали лишь одного. И именно в этом году. Это «одно» есть Золотой Шлем! Все четыре ТБШ плюс Олимпиада. И очень похоже на то, что сам Новак ждал от себя того же. И вроде конкуренты поотстали и пообвыклись с его неоспоримым лидерством. Никто пока не признался, что способен жить без глютена и кушать при этом не для того, чтобы получить удовольствие, а для того, чтобы наполниться. Все определили серба на иную планету. Планету супераскетов. Хоть и суперталантов. Но человек не всесилен, как оказывается. И Новак не смог. И трава – покрытие очень строгое – не простила ему сомнений. В его отсутствие совершенно надежно сыграл Энди Марри. В очередной раз доказав, что его планета рядом с Джоковичем, но далеко от всех остальных. На расстоянии допустимого «глютенового» наполнения. Милош Раонич? Ну да. Красавец. Ничего не скажешь, финал заслужил. Макинрой ему в помощь. Но все так же сух и так же смотрит в рот великим. Дерзости в нем очень умеренно. Есть еще что вспомнить о мужском турнире? Успех игрока из восьмой сотни? Ну да, это редкий случай. Но его фамилия уже забылась. И на скудной на сюрпризы траве уже стерлись его следы.
В женской сетке тоже не оказалось чего то такого, что заставило бы говорить «вау». Доминика Цибулкова уже не молода. Ее возможности известны. Правда, травяные победы в ее карьере не часты. Удача Елены Весниной из разряда тех, что случаются тогда, когда тараканы в голове садятся за парты и слушаются хозяйку, а не она их. Это бывает. Поражение Мугурузы? Так после Парижа она еще некоторое время отдохнет. С ней так всегда после больших побед. В принципе, сама склепка двух Шлемов почти подряд с точки зрения игровой и подготовительной циклики очень сложна. Нужно успеть и восстановиться, и подготовиться, и игровую практику набрать. Потому многие рискуют первую неделю еще в полоборота пройти. Не у всех получается. К тому же, в женском теннисе не так ярко выражены игровые особенности «травяных специалистов». Разве что Ярослава Шведова в этот раз именно на траве предстала в своем лучшем виде. Да и Веснина. Обе, кстати, парные специалисты в умах многих. Как видим, в женском теннисе понятие “парный специалист” весьма условно. Хингис, Мирза тоже ведь начинали с одиночки. А что же победительница? Она впервые призналась, что слишком много думала о своих возможных достижениях. О каких? Не сказала точно. Но о Шлеме, о чем же еще. Целых три турнира понадобились, чтобы избавиться от этого наваждения. И матч с Кристиной Макхэйл. Где Серена подвисала. Ну а затем раздала всем сестрам по сетам. И Кербер заодно. За финал Австралии. Мугуруса сама себя избавила от этой участи. В общем, Владычица вернулась. Всем остальным бояться!
Наш Уимблдон прошел буднично. Пока в стране один травяной корт в харьковском Супериоре и почти нет тренеров, которые хоть раз в жизни ступали на настоящую, а не искусственную траву, нам не стоит ждать чего-то выдающегося на этом совершенно специфическом покрытии. Отдельные успехи – исключение. Финал Даяны Ястремской из этого ряда. И стартовал он именно на украинском травяном корте. О чем написал даже официальный сайт Уимблдона. Хорошо уметь использовать те немногие возможности, что есть в стране. Правильно использовать.
Турнир завершен. Хоть и буднично, но он все равно – Уимблдон.
Всеволод Кевлич
Специально для tennisua.org