- Долгополова Live. Эфир 6. Всеволод Кевлич - 12.09.2019
- Долгополова-Live. Эфир с Юрием Сапроновым. Часть вторая - 29.03.2019
- Долгополова-Live. Эфир с Юрием Сапроновым. Часть 1. - 23.03.2019
А Вы часто обращаете внимание на послевкусие? Я вот, да. Особенно после общения с человеком. Вот так перекусишь какой-нибудь фастик, вроде было вкусно, но все равно голодный через час. А бывает поужинаешь… нет, Вовчик, не дефлопе, а утром снова хочется,чтоб уже быстрее настал вечер и ужин. Хотя, если честно, небольшой я любитель поесть, скорее просто гурман, и вот уже второй день ощущаю приятное послевкусие от общения со светлой и очень милой уже двукратной чемпионкой турнира “Мемориал М. А. Черницкой”.
Да, друзья, вчера напросилась в гости к Любе Костенко. Не зря я написала ” светлая девочка”, такая энергетика(!) даже лампочка над ее комнатой в Superior горит круглосуточно, она и была путеводной звездой в моих поисках номера. Этот ориентир дал мне Андрей Федорович Луценко, так и сказал: “Там лампочка все время горит, не ошибешься”. Стучала я дважды. Любаша распахнула дверь и тут же начала извиняться за беспорядок. Хотя какой беспорядок(?). Чистый, уютный, убранный номер, к своему стыду, мне не всегда удается поддерживать такой “беспорядок” у себя дома. На самом видном месте огромный кубок и тарелка–трофеи недавнего турнира. Немые свидетели триумфа Любаши и в паре,и в одиночке. Пройти мимо я не могла. Вот часто спрашивают рецепт побед, посмотрев по сторонам, расскажу, какие условия созданы для тренировочного процесса. Вот представьте: номер для проживания- хороший такой стандарт в “турецкой пятерке”, выходишь на улицу и тебе прямо в лицо дышит лес , поворачиваешь голову налево- там корт, направо и вверх – тренажерный зал, бассейн, сауна, массаж ( кстати, человек, что работает с Любашей нереальный т.е. Оооочень хороший специалист, стоит, правда дорого, но опыт походов “не к тем и не туда” – дороже). К слову сказать, это не единственный ооочень хороший специалит, который работает с нашей rising star . Там просто целая dream team: это, конечно, заслуженный тренер Украины Андрей Федорович Луценко, известный всем по юниорскому Щлему Элины Свитолиной, который она взяла под его руководством и Евгений Николаевич Петров- непревзойденный тренер по физподготовке (в арсенале этого человека столько всяких приспособлений, модных гаджетов, и штучек, что позавидовала бы даже святая инквизиция). Вот,например, в волшебной сумке Евгения Николаевича, есть такой горбатый мячик с кучей шипов, отскакивает он, мягко сказать, непредсказуемо. Существует даже своеобразный рейтинг его жертв, лидирует в нем, конечно же, Элина Свитолина- она поймала его 86 раз (!) господа, это нереально, уверяю. Я не поймала один раз. Любаша поймала чуть больше 20, но это еще не конец всех попыток. Но вернемся к условиям. Конечно же Еда…, Кормят нашу звездочку три раза в день, отдельным, специально подобранным и разнообразным меню. Теперь Вы знаете рецепт побед? Почему-то мне кажется, что лучшие европейские академии отдыхают….
Но вернемся к нашей беседе. Любаша выглядела немного уставшей, но искренне и открыто улыбалась, охотно общалась, эмоционально отвечала на вопросы и у нас получилась скорее доверительная беседа, чем интервью. Я спросила первое, что пришло в голову: “Как самочувствие?”, – а потом подумала про себя, что бедный ребенок тренировался два часа утром( теннис), потом два часа дневного физио, вечер – еще два часа тенниса. А только вот в воскресенье она играла финал, которому предшествовали четыре игры основной сетки. Какое самочувствие(?).
Любаша не смутилась:”Я рада, что турнир закончился и закончился моей победой. Финал был действительно очень сложным. Но сейчас все хорошо, я смогла победить без своей лучшей игры. Но это уже в прошлом.”
К слову сказать, на финале я не присутствовала, у нас был свой любительский турнир, но все мы пристально следили он-лайн за счетом и результатами. Там-то я и была наслышана про вторую финалистку – Настю Соболеву из Днепра. Любое упоминание ее фамилии, сопровождалось эпитетами: “талантливая девочка”, “сильно бьет”, “хорошо двигается”. Когда Люба проиграла первый сет 6:7, многие сказали, что матч ей уже не взять. Но я-то была уверена в обратном, все Любы – бойцы.
Поэтому на вопрос как ей удалось вытащить тот финал я услышала вот что: ” Настя показала блестящий теннис, думаю, это был ее лучший матч, в финале такого турнира, так точно. Она все время атаковала, очень сильно разгоняла мяч и буквально все раскладывала по линиям. Вот был такой момент: я пыталась накручивать мячи и играть глубоко под заднюю линию, отскок был высоким и обычно, с таких мячей, которые на уровне плеча, тяжело атаковать, их возвращают, и продолжается розыгрыш, но Настя, к моему изумлению, расстреливала меня “плоскарями”, атакуя даже с них. В такие моменты я смотрела на Андрея Федоровича и он был спокоен, насколько позволяла ситуация. Я сказала себе, что нужно просто потерпеть. Она начнет ошибаться, но этого не происходило. Даже после ошибок Настя все равно продолжала выполнять этот план – атаковать с любого мяча. Что делать в такой ситуации? Я просто верила что могу выиграть, даже нет, просто это точно знала”.
Люба сказала это с такой расстановкой и уверенностью, что в этот самый момент я раскрыла глаза от удивления, и, забегая наперед, не первый раз за вечер.
– То есть, как так, – не унималась я. – Ты проиграла первый сет девочке младше себя на год. Причем, как ты сама сказала, по делу. Вокруг корта была толпа зрителей, многие пришли на тебя посмотреть, есть определенное давление, ты первая сеянная и т.д. И в этот самый момент все что было у тебя в голове это просто вера в победу?! А как же мысли: как/чем я буду выигрывать, а что они думают, а что подумает тренер, а как я потом скажу, что проиграла, а что будет потом, а почему у того парня кроссовок зеленый под красную майку? Просто такие мысли часто посещают меня во время матчей. Оказывается у победителей они совсем иные. Вот что на это ответила Люба:
“Я никогда не обращаю внимания на зрителей, нет, правда, никого не замечаю. Может, они и говорят что-то обо мне, а может и нет. Не знаю, меня никогда это не интересовало. На кого смотрю так это на тренера, раньше на маму, сейчас на Андрея Федоровича. Уже понимаю микромимику его лица, когда он доволен, а когда не очень. Но мне помогает то, что он всегда в меня верит и искренне переживает. Мама вела себя по-другому, она всегда улыбалась. В детстве, мне это жутко не нравилось: ну чего улыбаться, когда я проигрываю, что смешного?! А мама все равно улыбалась и говорила, что все это проблемы роста. А теперь мне все равно. Я тоже улыбаюсь. Знаю что многие игроки, даже моего года, особенно мальчики, любят играть на публику: забьют мяч и бьют себя в грудь, заводят толпу, меня это немного смешит. Я не такая. Потому что понимаю, каждый человек воспринимает все по-своему. Даже в теннисе, кто-то любит смотреть на игру в два-три удара, когда постоянно мочат на вылет. Кто-то любит длинные ралли по сто ударов, не важно с каким темпом (и здесь Люба так смешно пародировала скучающее лицо условного зеваки, который вертит головой из стороны в сторону, как бы провожая воображаемый мяч), так вот ты как и твоя игра априори не может понравиться всем. Это просто невозможно. Да и по большому счету, так не должно быть. Я даже слышала, как болельщики Федерера, говорили плохое о игре Надаля(!) это просто люди, а мы игроки. И я стараюсь просто играть в теннис и не думать о том, кто что подумает. А поражения…хм это часть игры. Знаете, как мне когда -то сказал один человек, если я хочу больших побед, то нужно быть готовой к большим поражениям. Это как колесо: кто-то выиграл, кто-то проиграл, все время меняется. Нельзя все время выигрывать, как, наверное, и проигрывать. Что бы было если б я упустила матч? Сначала очень расстроилась, а потом порадовалась бы за Настю. Она молодец, собралась на финал и дала настоящий бой, показала очень хороший теннис”.
В этот момент, у меня выпал телефон из рук. Порадовалась бы за соперницу(?!). Да ладно. Мы в своем любительском туре еле руки жмем после матча. Ну,и правда, мало кто радуется вообще и в принципе, тем более за оппонента . Любаша меня просто поразила. Нет, убила выстрелом в упор.
-И часто ты так радуешься за девчонок?- наверное, она заметила мое искреннее смятение:
-Да, я знаю, что все мы конкурентки. На многих европейских турнирах девчонки даже сейчас ходят и общаются только со своей командой, родителями. Недоброжелательны, агрессивны. Но я считаю это неправильно. Этот настрой забирает у тебя куда больше энергии, чем простое уважение к труду твоей соперницы. Когда я сказала, что была бы рада за Настю, я не имела ввиду прыгать и бить в ладоши. Я была бы рада тому, что раз у нее получилось собраться и выдать такой потрясающий матч против первой сеянной, против девочки старшей на год, значит и у меня обязательно получится тоже самое. Значит и я тоже могу.
– И что, ты никогда не злилась на соперниц? – не унималась я. Неужели не было ни одного матча, где бы ты злилась именно на нее,ту, что стоит по ту сторону сетки, неужели никогда не хотела бы выгрызть, забить, снести, смести с корта ( и здесь я сжала кисть в победный кулак). Люба засмеялась:
-Вот уж точно, на кого-кого, а на соперников точно не злюсь. Только на себя. Злиться на соперников это все равно, что ругать или злиться, например, ( и тут она посмотрела в окно) например, на дождь, он все равно будет идти. Злость его не остановит.
От очевидности и правильности ее слов у меня очередной раз произошел сдвиг парадигмы, и я продолжила:
–Ну ладно, получается так….но мой вопрос был прерван звонком телефона, мы так заговорились, что Люба опоздала на массаж, он начался уже пять минут назад. Пришлось вихрем вынестись из комнаты, набегу прощаясь ( не на долго, разумеется) и желая друг другу новых ярких побед и терпения.