17-летняя украинская теннисистка Даяна Ястремская впервые в карьере вышла в финал турнира с призовым фондом 100 000$. По окончании полуфинала Neva Cup одесситка дала интервью официальному сайту соревнований.
Вопрос: После того, как Донна Векич снялась с матча, вы маме прокричали с корта «Я сама чуть не сдалась». Так сложно было?
Даяна Ястремская: С топ-игроками всегда трудно играть, потому что ты должна отрабатывать каждый мяч на 100%. Ты понимаешь, что с той стороны соперник тоже борется до конца. Не знаю, правда ли у Донны [Векич] болит спина, но я желаю ей скорейшего выздоровления и хороших результатов в дальнейшем.
А в первом сете я неважно себя чувствовала. В первые два гейма у меня был жар, перед глазами все расплывалось. Позже стало лучше и я начала потихоньку входить в игру. Я заставляла себя работать. Если бы мое самочувствие было бы таким же плохим, как в самом начале, мне было бы трудно выдерживать длинные розыгрыши. Но я пыталась не зацикливаться на этом и постепенно нашла свою игру.
В: Во втором круге вы играли против своей подруги [Веры Лапко]. Сложно играть против друзей?
– На корте нет ни друзей, ни врагов. Играя против друзей, каждая из нас настраивается, как на любой другой матч. На корте ты просто работаешь и думаешь только о своем выполнении плана на игру. Мне нетрудно играть против друзей, ведь после матча мы все равно в хороших отношениях. Это ведь спорт, это игра: кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. В спорте нужно уметь и соревноваться, и общаться.
В: На прошлой неделе вы выиграли титул в Венгрии, здесь до финала дошли, может быть, и Белинду Бенчич удастся обыграть?
– Можно обыграть любого, главное этого хотеть и работать над этим. Буду стараться и делать все возможно для победы. Надеюсь, здоровье меня не подведет и я выдержу. Я думаю, завтра будет очень интересная игра, так как она была седьмой ракеткой мира. Мне всегда хотелось с ней сыграть. Даже изначально, когда увидела сетку, у меня не было боязни ни перед Донной Векич, ни перед Белиндой Бенчич. Я сразу понимала, что все матчи будут тяжелыми, поэтому просто настраивалась на игру. Потому что очень хотела получить опыт игры против них, ведь в будущем мне придется с ними достаточно часто играть.
В: Многим юным игрокам тяжело дается переход во взрослый тур. Вы это сделали достаточно бойко…
– Я бы так не сказала, потому что были и провалы в этом году. Но я смогла себя перебороть и психологически настроить. Но, несмотря ни на что, нужно продолжать работать. В начале года я играла много WTA-турниров и там проигрывала, благодаря чему поняла, как нужно выигрывать. Мне все это пошло на пользу. Даже сейчас на двух своим последних турнирах мне удалось некоторые свои ошибки исправить, и, как видите, сразу результат появился. Сначала ты приобретаешь уверенность, с которой намного приятнее работать, а потом получаются результаты.
– У вас было много разных тренеров, среди них был даже Магнус Норман. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте и что каждый из них привнес в вашу игру? С какой командой вы приехали на этот турнир?
– Сейчас я приехала со своей мамой, она мой главный тренер и психолог. А также со мной приехал итальянец Марко Джеральдини, я с ним работаю с марта-апреля этого года. У меня было много тренеров, я получила опыт от каждого из них: от кого-то практический опыт, от кого-то — психологический, от кого-то — тактический. Каждый мне принес определенную пользу. Магнус [Норман] тоже меня тренировал, мы с ним в хороших отношениях, изредка общаемся. А так нынешний мой тренер очень хороший, я с ним в прекрасных отношениях. У нас общение происходит и как у тренера с игроком, и как просто двух друзей. Он очень открыт и всегда готов меня поддерживать. А еще на базе в Стамбуле есть тренер, он сам из Австралии, но руководит академией в Турции. Он мне помогает и дает много советов. И, конечно, еще один мой главный тренер — это папа. Он с самого детства со мной. И всегда дает правильные советы. Он словно сканер, видит меня насквозь, охватит меня одним взглядом с ног до головы и скажет, над чем стоит работать.
– Сегодня я заметила, что тренер давал вам какие-то наставления перед игрой, открыв свою тетрадь с записями. Он давал какие-то наставления на игру против Донны Векич?
-Когда я выхожу на корт, то все зависит только от меня, какие бы рекомендации мне ни давали. Мне, конечно, максимально все подсказывают до матча, мы с ним все обсуждаем, тактику определяем. Я думаю, так каждый игрок делает со своим тренером. Он постоянно что-то записывает, когда я играю. Мне кажется, он делает заметки, что нужно исправлять. Вряд ли он записывает то, в чем я и так хороша. Мама всегда тоже очень меня подбадривает и настраивает на матч, всегда очень переживает за меня, ни на минуту не расслабляется во время игры. Мама всегда держит меня в боевой форме, и не дает потерять концентрацию.
В: Какие перед вами планы ставит команда?
– Пока еще не знаю, после этого турнира мы все будем обсуждать с моей командой. Будем думать, что играть дальше, все зависит от рейтинга. Самый ближайший план — выйти на корт и победить! Если не победить, то тогда набраться опыта. А так, конечно, совершенствовать свою игру. И дальше работать.
В: Если можно было бы собрать портрет идеального теннисиста, взяв разные компоненты игры от разных теннисисток, каким бы он был?
– Я не хочу ни от кого ничего собирать, лучше буду самосовершенствоваться. Конечно, у каждого можно чему-нибудь научиться, но, как говорится: «Хочется быть оригиналом, а не копией». Быть самой собой.
В: Вы любите танцевать. Если бы можно было сравнить теннис с танцами, то что бы это был за танец?
– Очень гармоничный. Я сказала бы хип-хоп или, может быть, медленные танцы. Думаю, смогла бы соединить это воедино. Я до сих пор иногда танцую, особенно вечером, благодаря чему уходят все эмоции и напряжение.
В: Может быть, стоит придумать свой победный танец?
– Я хотела что-то себе придумать, например, как Виктория Азаренко делала «дэб» после своих побед. Но, с другой стороны, мне кажется, это как-то по-детски. Все-таки теннис и работа — это одно, а танцы и развлечения — это совсем другое. Могу уйти с корта и там что-то станцевать.
В: Поговаривали, что вы хотите как-нибудь с сестрой сыграть пару, как у нее складываются теннисные успехи? Это вообще возможно?
– Она очень талантлива, хорошо поет и танцует. Теннис ей подходит, потому что она достаточно сильная девочка и высокая. Думаю, если начнет заниматься профессионально, у нее все получится. Я буду ей помогать. Я буду очень жестким наставником, но мы найдем контакт. И если мы будем играть пару, то будем лучше, чем сестры Уильямс.
В: Но она же видит, что теннис отнимает столько сил, энергии и времени – вдруг не рискнет заняться теннисом профессионально?
– Ее сначала не затащишь на корт, а потом не вытащишь. Мне кажется, она очень любит теннис и продолжит играть. Думаю, что я ее мотивирую. Может, она даже захочет быть лучше, чем я. Она всегда за меня переживает и поддерживает.
В: А какой у вас девиз по жизни?
– Не знаю. Скажу просто, что я оптимист.
В: Успели что-то посмотреть в Санкт-Петербурге?
– Нет, не успела. Но после турнира постараюсь остаться на день и погулять.