В минувшие несколько дней только ленивый не обсуждал фиаско выставочных турниров на Балканах, организованных первой ракеткой мира Новаком Джоковичем.

Экстравагантный серб, отличившийся ранее прямым сотрудничеством и рекламой афериста, продававшего биодобавки, общением с псевдо-гуру,  неумелым заявлением о том, что не будет делать прививки непроверенными вакцинами, прозвучавшее как призыв отказаться от вакцинации вообще, а также запредельно сказочным рассказом об очищении воды силой мысли, по итогам Adria Tour потерпел имиджевое поражение на пустом месте.

Впрочем, для человека, чья супруга распостраняла фейки про распостранение вируса с помощью вышек 5G, трудно было ожидать ответственного, взвешенного отношения к своему же благотворительному детищу.

Сербия и Хорватия сумели весной локализовать вспышки коронавируса в своих странах. Казалось бы, используй свой же собственный опыт, все будет в порядке. Но что-то пошло явно не так.

Новак Джокович очень хотел сделать что-то хорошее, чтобы его полюбили все, ну или почти все, но в очередной раз не сдержался и совершил множество элементарных ошибок на пустом месте.

Adria Tour мог стать показательным примером, что теннис – один из наиболее безопасных видов спорта в эпоху пандемии  COVID-19. Новак Джокович мог завоевать уважение  большого количества людей, популяризировать теннис, окончательно примирить балканские страны,  но умудрился проигнорировать элементарные рекомендации сербского правительства: держаться социальной дистанции как минимум в один метр, избегать тактильного контакта.


Все, что случилось на турнирах в Белграде и Задаре прямо противоречило этим рекомендациям. Но несокрушимый авторитет Новака Джоковича в Сербии настолько высок, что даже правительство страны не посмело обратить внимание первой ракетки мира на очевидные нарушения протоколов.

Когда журналисты и любители тенниса со всего мира начали критиковать турнир за отсутствие социального дистанцирования, Ноле не прислушался к ним, наоборот ответил, что у них в Сербии совсем другая обстановка и он уверен, что никто не заразится.

Если бы Джокович провел карантин в Сербии, его можно было бы как-то понять, но так получилось, что Ноле был в это время в Испании –  одной из наиболее пострадавших от коронавируса стран в Европе, потерявшей десятки тысяч жизней. Он не мог не знать, не понимать. Не мог не предполагать, что если откроют границы, то даже фактор низкой заболеваемости в Сербии даже в предыдущие месяцы не станет гарантией от новой волны эпидемии.

Безответственным выглядел уже тот факт, что даже после того, как коронавирус был выявлен у футболиста, с которым тесно общался Джокович накануне, лидер мирового рейтинга не внес коррективы в протокол проведения турниров Adria Tour. Игра в футбол, баскетбол, сумасшедшая вечеринка в Белграде, куда приходили друзья Новака, в том числе и 32-летний сербский актер Милош Бикович, который сейчас ожидает результатов теста на коронавирус. А баскетболист Никола Джокич свой результат теста уже получил – положительный.


Где-то очень глубоко в глубине души можно понять балканцев. Их культурные традиции предполагают много тесного тактильного контакта даже с малознакомыми людьми, много праздников, посиделок – всего того, что противопоказано при пандемии коронавируса. Конечно, люди соскучились по празднику. Безусловно, он был им нужен. Но не такой ценой.

Когда в Задаре теннисисты встречались с детьми, тесно общаясь с юными теннисистами, как минимум Григор Димитров и Борна Чорич были уже заразны!!!

Новак Джокович мог хотя бы отчасти сохранить свое лицо, если бы после известия о том, что Димитров болен коронавирусом (у болгарина были симптомы – высокая температура и слабость), он вышел бы на корт в Задаре с новостями, если бы извинился перед людьми и попросил их поберечься, соблюдать социальную дистанцию и пройти тестирование.


Но даже на это первая ракетка мира оказался не способен. Он отправил к зрителям Горана Иванишевича и своего брата Джордже, а позже оказался единственным из игроков, который не сдал на месте тест на коронавирус и отбыл в Белград.

Тест Новак и его супруга Елена, конечно же прошли. И получили очевидный положительный результат. Чудес не бывает. Но даже после этого, в первом официальном обращении Джокович просто оправдывался, что хотел как лучше, все делал исключительно из благих намерений, но оказывается вирус никуда не делся! (Да, неужели, Новак?)


Реакция на подобное заявление от легенд тенниса была, пожалуй более болезненная, чем уколы Ника Кирьоса и Тенниса Сангрена (последний пообещал заряжать позитивными мыслями воду, если у Джоковича не обнаружат коронавирус). Все громче зазвучали призывы, чтобы Джокович ушел в отставку с поста Главы Совета игроков.


И только вечером Джокович опубликовал более адекватное и правильное обращение. С опозданием на два дня, признав ошибки, попросив прощения и призвав посетителей турнира пройти тестирование и самоизоллироваться, а также пообещав направить медицинские ресурсы в Белград и Задар. Но даже в этом заявлении Новак так и не признал, что нарушил медицинские протоколы и рекомендации сербского правительства.

Разумеется, никто не снимает ответственности с других участников действа. Но большинство из них гораздо моложе Новака Джоковича. Кроме того – он лидер рейтинга, Легенда, кумир многих людей по всему миру, для которых он – ролевая модель, Глава Совета игроков, в конце концов, а также – человек, который пригласил их на свой турнир. И именно среди всех участников турнира самым последнимм попросил прощения у людей за причинение угрозе их здоровью Новак Джокович.

Надеемся, что другие показательные турниры пройдут без нарушений протоколов (как это было до Adria Tour) и рекомендаций специалистов, и теннисный тур сможет вернуться в августе, как и запланировано. Однако имиджу тенниса был нанесен урон. Ты понимаешь это, когда проходя по улице, ты слышишь от людей, далеких от тенниса и спорта рассказы о вспышке коронавируса на теннисном турнире и изоллировании 100 человек, в качестве сдерживающих мер.

И в качестве последнего аккорда, как и ожидалось, отец Новака Джоковича Сдржан обвинил в катастрофе Григора Димитрова (оказывается, Григор нанес вред сербско-хорватским отношениям), хотя именно Ноле пересекся с человеком с подтвержденным диагнозом COVID-19, задолго до того, как Димитров мог стать заразен.