1-го февраля на наших глазах родится новый турнир под патронатом Жерара Пике. Раньше он назывался Кубок Дэвиса. Впрочем, так же он называется и сейчас. Сутью того, что произойдет в ближайшие два дня, есть выявление 12-ти команд, которые попадут в финальную часть турнира, которую примет Мадрид. И, видимо, там предполагается всеобщее счастье от привнесенной реформы. И увидят это счастье те, кто, либо живет в Мадриде, либо по случаю первого пришествия счастливого новорожденного специально прибудут в Мадрид, чтобы лицезреть его лик во всей красе сияния. Ведь изначально предполагалось, что новая формула турнира принесет деньги бедным, приемлемые условия для игроков в виде 3-х сетовых матчей, участие звезд первой величины за те деньги, что сделают бедных богаче. А что мы имеем на сегодняшний день?

Уже в первых матчах мы не видим Давида Гоффена, Новака Джоковича, Ника Кирьоса, Фабио Фоньини, Мартона Фучовича, Роджера Федерера и Станисласа Вавринки, Томаша Бердыха, Доминика Тима, Милоша Раонича, Кея Нишикори. В чем причина? Ну, травмы – это понятно. Но не все же травмированы! Одиннадцать игроков представляют 10 команд из 24-х выходящих на старт. Оптимальными можно назвать составы только сборных Германии, Австралии, России и Португалии (из тех, кто реально претендует на финал).

Понятен оптимальный состав Чили, Казахстана, Узбекистана, Боснии и Герцеговины, Китая (может быть, не знаю их вообще). Ах да! Голландии! Робин Хаасе сдержал слово и играет за новые гонорары. Ему они интересны. Эти гонорары интересны и нам, вероятно. Потому что в турнирах АТР эти гонорары написаны на каждой турнирной сетке. А в турнирах ITF почему-то о них ни сном, ни духом. Легенды о баснословных призовых, перепадающих федерациям за участие в Кубке Дэвиса и Кубке Федерации множатся и разлетаются по миру. Но этих цифр кроме приближенных не видел никто! Вопрос – почему? Особенно этот вопрос актуален сегодня. Когда прошла реформа, лишившая кучи зрителей созерцания игры своих команд у себя дома. Вот и встает вопрос – а в чем, в сущности, разница? Финансовая. И даже не потому, что жалко чужих денег, а потому что должна быть понятна причина по которой тебя лишили чего-то достаточно ценного, за которое не всяк твой соотечественник был готов платить реальную цену. А теперь как?

Конечно, два игровых дня, как сейчас, сделают игру динамичной, а достижение результата более быстрым. Поручик Ржевский был бы явно против такого! Ведь процесс важнее. Но уж есть, как есть. Все заботились о том, чтобы игрокам было легче, но игрокам как-то все это фиолетово, судя по заявкам команд. Кто не хотел горбатиться за сборную, тот и не горбатится. Кто играл раньше, тот играет. И не факт, что все довольны новым форматом матчей. Кому-то придется выходить на корт изрядно разогретым, чтобы не начать с катастрофы. А проигранный сет теперь мало кто себе может позволить. Можно и не отыграться. В общем, пока все не началось, вопрос, вынесенный в заглавие, остается без ответа. Очевидно, что для топовых звезд гонорары не являются первопричиной отказов от игр. Каждая звезда – фабрика по производству добавочной стоимости.

Каждая звезда – работодатель, ответственный за свою команду и своих наемных рабочих. И, как ни странно это звучит, голый патриотизм они не могут себе позволить. Их не поймут интернациональные бригады тренеров, менеджеров, психологов, физиотерапевтов, находящихся у них на балансе. А удовлетворяющих всех гонораров Пике, как и любой другой земной житель, пока предложить не может в силу недостаточной финансовой емкости теннисного рынка. Дикие деньги, конечно, встречаются, как и дикие желания. Но к теннису они липнут неохотно. Слишком громоздко, да и культура не повзоляет. Хотя, если предложить игрокам выступать голыми, то можно накосить кучу бабла! Рейтинги зашкалят! На ITF прольется золотой дождь. Но выйдут ли на корт все вышеперечисленные игроки? Или только Робин Хаасе? Этого мы никогда не узнаем. А увидеть в ближайшие два дня блиц-Кубок Дэвиса – увидим. И оценим уже скоро.